Викия

Математика

H-индекс

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

h-и́ндекс, или и́ндекс Хи́рша — наукометрический показатель, предложенный в 2005 американским физиком Йоргом Хиршем из университета Сан-Диего, Калифорния. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, основанной на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

Определение Править

Индекс вычисляется на основе распределения цитирований работ данного исследователя. Хирш пишет:

Учёный имеет индекс h, если h из его Np статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np – h) статей цитируются менее чем h раз каждая.

Иными словами, учёный с индексом h опубликовал h статей, на каждую из которых сослались как минимум h раз. Так, если у данного исследователя опубликовано 100 статей, на каждую из которых имеется лишь одна ссылка, его h-индекс равен 1. Таким же будет h-индекс исследователя, опубликовавшего одну статью, на которую сослались 100 раз. В то же время (более реалистический случай), если у исследователя имеется 1 статья с 9 цитированиями, 2 статьи с 8 цитированиями, 3 статьи с 7 цитированиями, ..., 9 статей с 1 цитрованием каждой из них, то его h-индекс равен 5. Обычно распределение количества публикации N(q) в зависимости от числа их цитирований q в очень грубом приближении соответствует гиперболе: N(q) ≈ const × q−1. Координата точки пересечения этой кривой с прямой N(q) = q и будет равна индексу Хирша.

Индекс Хирша был разработан, чтобы получить более адекватную оценку научной продуктивности исследователя, чем могут дать такие простые характеристики, как общее число публикаций или общее число цитирований. Индекс хорошо работает лишь при сравнении учёных, работающих в одной области исследований, поскольку традиции, связанные с цитированием, отличаются в разных отраслях науки (например, в биологии и медицине h-индекс намного выше, чем в физике). В норме h-индекс физика примерно равен продолжительности его научной карьеры в годах, тогда как у выдающегося физика он вдвое выше.

Индекс Хирша вычисляется с использованием бесплатных общедоступных баз данных в Интернете (см., например, [1]).

Критика Править

Индекс Хирша, разумеется, не идеален. Нетрудно придумать ситуацию, когда h-индекс даёт совершенно неверную оценку значимости исследователя. В частности, короткая карьера учёного приводит к недооценке значимости его работ. Так, h-индекс Эвариста Галуа равен 2 и останется таким навсегда. Если бы Альберт Эйнштейн умер в начале 1906 г., его h-индекс остановился бы на 4 или 5, несмотря на чрезвычайно высокую значимость статей, опубликованных им в 1905.

Физики с наивысшим H-индексом Править

Физика элементарных частиц и физика высоких энергийПравить

(Основано на базе данных SPIRES, август 2005):

Все остальные области физики и астрономииПравить

(Основано на базе данных ISI Web of Science]):

Биологи с наивысшим h-индексом Править

Список включает биологов в широком смысле (вместе с ботаниками, медиками и т. д.), основан на публикациях 1983-2002 годов.

Программисты с наивысшим h-индексом Править

Список специалистов по информатике с наивысшим h-индексом [2].

Ссылки Править

Шаблон:Science-stubcs:Hirschův indexsl:H-indeks

Викия-сеть

Случайная вики