Викия

Математика

Частичный предел последовательности

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Файл:LimSup.png

Частичным пределом последовательности называется предел какой-либо её подпоследовательности, если существует хотя бы одна подпоследовательность, имеющая предел. Очевидно, что только предельная точка множества элементов последовательности может быть её частичным пределом, а также обратное (для доказательства будем брать \delta_n=1/n и, выбирая в каждой \delta-окрестности предельной точки член последовательности, построим таким образом сходящуюся к этой точке подпоследовательность).

Нижним пределом последовательности (обозначается \varliminf_{n\rightarrow\infty}{x_{n}} или \liminf_{n\rightarrow\infty}{x_{n}}) называется наименьший элемент множества частичных пределов последовательности, а верхним пределом (\varlimsup_{n\rightarrow\infty}{x_{n}} или \limsup_{n\rightarrow\infty}{x_{n}}) — наибольший элемент.

Не во всяком множестве существуют наибольший или наименьший элемент; примером может служить интервал (0,1). Однако утверждается, что у ограниченной последовательности верхний и нижний пределы существуют.

Докажем это утверждение для верхнего предела. По теореме Больцано — Вейерштрасса множество частичных пределов ограниченной последовательности непусто. Пусть sверхняя грань множества A частичных пределов. Тогда заметим, что \forall\varepsilon>0(s-\varepsilon\neq\sup(A))\Rightarrow(\exists a_1\in A:s-\varepsilon<a_1\leqslant s), а это означает, что в любой окрестности точки a_1 находится бесконечно много членов последовательности. Поскольку утверждение верно для любого \varepsilon, мы можем сказать, что в любой окрестности точки s содержится бесконечно много членов последовательности (так как в любой окрестности мы можем найти точку a_1). Значит, s по определению является предельной точкой последовательности, а стало быть, и её частичным пределом, что и требовалось доказать. Аналогично доказывается случай нижнего предела.

Последовательность \{x_n\} сходится к a тогда и только тогда, когда \varliminf_{n\rightarrow\infty}{x_{n}}=\varlimsup_{n\rightarrow\infty}{x_{n}}=a, так как получается, что a — единственная предельная точка множества элементов последовательности.bn:ঊর্দ্ধসীমাpl:Granica dolna i górna

Викия-сеть

Случайная вики