Викия

Математика

Целое число

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Множество целых чисел \mathbb{Z}=\{\dots,-2,-1,0,1,2,\dots\} определяется как замыкание множества натуральных чисел \mathbb{N} относительно арифметических операций сложения (+) и вычитания (-). Таким образом, сумма, разность и произведение двух целых чисел есть снова целые числа. Оно состоит из положительных натуральных чисел (1, 2, 3), чисел вида -n (n\in\mathbb{N}) и числа нуль.

Необходимость рассмотрения целых чисел продиктована невозможностью (в общем случае) вычесть из одного натурального числа другое. Целые числа являются кольцом относительно операций сложения и умножения. Отрицательные числа ввели в математический обиход Михаэль Штифель (M. Stiffel, 14871567), в книге «Полная арифметика» 1544 года, и Никола Шюке (N. Chuquet, 14451500) — его работа была обнаружена в 1848 году.

Определение Править

Арифметические операции и порядок Править

Пользуясь имеющимися операциями сложения и умножения на множестве натуральных чисел, введём соответствующие операции на построенном множестве целых чисел:

\bigl[(m_1,n_1)\bigr] + \bigl[(m_2,n_2)\bigr] = \bigl[(m_1+n_1,m_2 + n_2)\bigr];
\bigl[(m_1,n_1)\bigr] \cdot \bigl[(m_2,n_2)\bigr] = \bigl[(m_1 \cdot m_2 +n_1 \cdot n_2,m_1 \cdot n_2 + m_2 \cdot n_1)\bigr].

Определённые выше операции корректны, то есть не зависят от выбора представителей соответствующий классов эквивалентности. Сходным образом возможно использовать стандартный порядок на натуральных числах для определения частичного порядка на целых числах:

 \bigl[(m_1,n_1)\bigr]  \le \bigl[(m_2,n_2)\bigr]  \Leftrightarrow m_1 + n_2 \le m_2 + n_1.

Такой порядок является корректным и полным. Из архимедовости натуральных чисел следует, что множество целых чисел не обладает ни наибольшим, ни наименьшим элементом.

Стандартные обозначения и терминология Править

Пусть \bigl[(m,n)\bigr] \in \mathbb{Z}. Введём обозначение

\bigl[(m,n)\bigr]  \equiv \left\{
\begin{matrix}
m-n, & m \ge n, \\
-(n-m), & m < n. \\
\end{matrix}
\right.

В частности натуральные числа могут быть идентифицированы с парами вида

m \equiv \bigl[(m,0)\bigr],\quad m \in \mathbb{N}.

Легко убедиться, что введённые выше бинарные операции и порядок на целых числах согласнованы с уже имеющимися операция и порядком на множестве натуральных чисел. Таким образом с точностью до изоморфизма можно считать, что \mathbb{N} \subset \mathbb{Z}. Множество \mathbb{N} \setminus \{0\} \equiv \{1,2,3,\ldots \} называется множество положительных целых чисел. Подмножество целых чисел вида

-n \equiv \bigl[ (0,n) \bigr],\quad n \in \mathbb{N}\setminus \{0\}

называется множеством отрицательных целых чисел. Из определения порядка, данного выше, следует, что

\cdots < -3 < -2 < -1 < 0 < 1 < 2 < 3 < \cdots.

Алгебраические свойства Править

Основные алгебраические свойства введённых арифметических операций на целых числах суммированы в следующей таблице:

Тангенс сложение умножение
ассоциативность: a+(b+c) = (a+b)+c a \cdot(b \cdot c ) =(a \cdot b) \cdot c
коммутативность: a + b = b + a a \cdot b = b \cdot a
существование нейтрального элемента: a+0 = a a \cdot 1 = a
существование противоположного элемента: a + (-a) = 0
дистрибутивность умножения относительно сложения: a \cdot (b+c) = a \cdot b + a \cdot c

Таким образом

  • (\mathbb{Z},+) является абелевой группой, а также циклической группой, порождённой элементами 1 и -1.
  • Любая бесконечная циклическая группа изоморфна (\mathbb{Z},+).
  • (\mathbb{Z},\cdot) является коммутативным моноидом, но не является группой.
  • Суммируя, (\mathbb{Z},+,\cdot) представляет собой коммутативное кольцо с нейтральным элементами относительно обеих операций.

Обычное деление не определено на множестве целых чисел, но определено так называемое деление с остатком: для любых целых a и b, b \not= 0, существует единственный набор целых чисел q и r, что a = bq + r и 0 \le r < |b|, где |b| — абсолютная величина (модуль) числа b. Здесь a — делимое, bделитель, q — частное, r— остаток. На этой операции основан алгоритм Евклида нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел.

Теоретико-множественные свойства Править

\mathbb{Z}линейно упорядоченное множество без верхней и нижней границ. Порядок в нём задается соотношениями:

… < −2 < −1 < 0 < 1 < 2 < …

Целое число называется положительным, если оно больше нуля, отрицательным, если меньше нуля. Нуль не является положительным или отрицательным.

Для целых чисел справедливы следующие соотношения:

  1. если a < b и c < d, тогда a + c < b + d.
  2. если a < b и 0 < c, тогда ac < bc. (Отсюда легко показать, что если c < 0, то ac > bc.)

Целые числа в вычислительной технике Править

Тип целое цисло — зачастую один из основных типов данных в языках программирования. Тем не менее эти «целые числа» — лишь имитация класса \mathbb{Z} в математике, так как это множество бесконечно и всегда найдётся целое число, которое данный компьютер не сможет хранить в своей памяти. Целые типы данных обычно реализуются как фиксированный набор битов, но любые представления в конце концов приведут к тому, что свободное место на носителе (жёстком диске) закончится. С другой стороны, теоретические модели цифровых компьютеров имеют потенциально бесконечное (но счётное) пространство.

Ссылки Править

Шаблон:Категория только в статьях

Викия-сеть

Случайная вики