Викия

Математика

Характеристика и теорема Ферма

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Шаблон:Тупиковая статья

Шаблон:Сирота

Эту статью следует викифицировать.Характеристика и теорема Ферма Каждое простое число m имеет характеристику. Характеристика представляет собой число или совокупность чисел, обладающих определеными свойствами и обозначается как Kh m . Общее количество цифр входящих в характеристику называется ее рангом R и для простого числа m составляет m-1.

Ринг умножение Править

Ринг умножение характеристики на целое число выполняется по обычным правилам умножения, но избыточные старшие разряды отсекаются и суммируются с младшими разрядами. Например:123хКh 7= 123х142857=17571411. 17571411-17000000=571411. 571411+17=571428. То есть 123оКh 7 = 571428. Ринг умножение обозначается знаком «о» и результат сохраняет неизменным количество цифр.

Свойства характеристики Править

  1. Ринг умножение характеристики на любое целое число (не кратное основанию)не меняет последовательности ее цифр и приводит только к их сдвигу. Количество шагов сдвига обозначается индексом внизу: АоКh_0,m = Kh_s, m .
  2. Соотношение AoKh_s, m = BoKh_s, m эквивалентно A\eqivB(mod m)(в частности, если A^RoKh_0,m=Kh_0,m то A^R\eqiv1 (mod m) Для простого числа m R=m-1 ,для произведения простых чисел mn R=(m-1)(n-1), для степени m^p ранг R=m^(p-1)x(m-1).
  3. Если AoKh_0,m=Kh_s, m и BoKh_0,m=Kh_p, m, то для произведения АВ сдвиги суммируются то есть АВоКh_0,m = Кh_ s+p, m и А^noKh_0,m = Кh_ns, m
  4. Характеристика может быть получена из периода от деления натурального числа на исходное простое число.
  5. Справедливо равенство: Kh_s, m = 10^soKh_0,m то есть сдвиг на s шагов может быть получен ринг умножением характеристики на 10^s.
  6. Все цифры характеристики образуют пары дающие в сумме 9.
  7. Рассмотрим равенство: А+В=С. Умножим обе части на Кh_0,m.Пусть АоKh_0,m=Kh_s, m и ВоKh_0,m=Kh_p, m . Если p>s, можно записать AoKh_0,m + AoKh_(p-s), m = CoKh_0,m или AoKh_0,m + 10^(p-s)oKh_0,m = CoKh_0,m, что означает A[1+10^(p-s)]\eqivC (mod m).
  8. Сравнение C^n\eqiv x (mod m)(кроме случаев С кратно m) при целом р имеет p=\frac(m-1)n решений. Решения могут быть получены из формулы x = m10^-(m-1)Kh_p_i, m, где р_i=\frac(m-1)i n.

Теорема Ферма То есть равенство А^n+В^n = С^n (1) не имеет места при целых А,В,С. и n>2. Это равносильно утверждению, что сравнение A^n + B^n \eqiv C^n (mod m) не выполняется при каком либо модуле m. На основании свойств характеристики (3)и (7) можно записать: A^n(1+10^nt)oKh_0,m = C^noKh_0,m или A^n(1+10^nt)\eqiv C^n (mod m) (2)

И если сравнение (2) не выполняется, то не имеет места и равенство (1). Учитывая свойство (8), где под С понимается любое целое число (А,С,10^t) в степени n, обозначим его сравнение по модулю m через х, а сравнение 1+10^nt через х'. Тогда для выполнения сравнения (2)нужно, чтобы удовлетворялось сравнение хх'\eqiv х (mod m). (3) Пусть, например, n=2,m=7. Сравнение A²\eqiv x (mod 7) должно иметь 3 решения: х_1=1, х_2=2 ,х_3=4 соответственно х’_1=2, х’_2=3, х’_3 =5. В этом случае сравнение (3)выполняется для решений x_1,x’_1 ; x_1,x’_2 и равенство (1) может иметь место. Для случая n =3 , m =7 имеем 2 решения : х_1=1 и х_2=6 соответственно х’_1=2 и х’_2=7 (то есть 0 по модулю 7) в этом случае сравнение (3) не выполняется ни для одного решения и равенство (1)невозможно. Аналогично может быть рассмотрен вариант n =4 и m =13. Здесь также совпадающие решения отсутствуют. как и для более высоких степеней.

Текст заголовка Править

Литература: В.Воронель ЦФАТ 2006.

Викия-сеть

Случайная вики