Викия

Математика

Функция правдоподобия

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Фу́нкция правдоподо́бия в математической статистике - это совместное распределение выборки из параметрического распределения как функция параметра.

ОпределениеПравить

Пусть есть параметрическое семейство распределений вероятности \{\mathbb{P}_{\theta}\}_{\theta \in \Theta}. Пусть дана выборка X_1,\ldots, X_n \sim \mathbb{P}_{\theta} для некоторого \theta \in \Theta. Предположим, что совместное распределение этой выборки задаётся функцией f_{\mathbf{X}}(\mathbf{x} \mid \theta ),\; \mathbf{x}\in \mathbb{R}^n, где f является либо плотностью вероятности, либо функцией вероятности случайного вектора \mathbf{X} = (X_1,\ldots, X_n)^{\top}.

Для фиксированной реализации выборки \mathbf{X} = \mathbf{x} функция f_{\mathbf{X}}(\mathbf{x}, \cdot ): \Theta \to \mathbb{R} называется функцией правдоподобия.

ЗамечанияПравить

  • Функция L(\mathbf{x} \mid \theta ), где
L(\mathbf{x} \mid \theta ) = \ln f_{\mathbf{X}}(\mathbf{x} \mid \theta ),

называется логарифми́ческой фу́нкцией правдоподо́бия.

f_{\mathbf{X}}(\mathbf{x} \mid \theta ) = \prod\limits_{i=1}^n f_X(x_i \mid \theta),

где f_X(\cdot \mid \theta ) - плотность или функция вероятности распределения \mathbb{P}_{\theta}. Логарифмическая функция правдоподобия в этом случае имеет вид:

L(\mathbf{x} \mid \theta ) = \sum\limits_{i=1}^n \ln f_X(x_i \mid \theta ).
  • Функция правдоподобия измеряет степень вероятности появления реализации выборки \mathbf{x} из распределения \mathbb{P}_{\theta}.

См. такжеПравить

Викия-сеть

Случайная вики