Викия

Математика

Тест Люка — Лемера

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Тест Люка́ — Ле́мера — эффективный тест простоты для чисел Мерсенна. Этот тест был предложен Э. Люка (Lucas) в 1878 году и в 1930 году усовершенствован Д. Лемером (Lehmer).

Тест Люка—Лемера базируется на том наблюдении, что простота числа Мерсенна M_p = 2^p - 1 влечёт простоту числа p, и следующем утверждении:

Для простого числа p число M_p является простым тогда и только тогда, когда оно делит число L_{p-1}, где числа L_k определяются рекуррентным соотношением: L_1 = 4, L_{k+1} = L_k^2 - 2. Тест Люка — Лемера/рамка

Для установления простоты M_p последовательность чисел L_1, L_2, \ldots, L_{p-1} достаточно вычислять по модулю числа M_p (т. е. вычислять не сами числа L_k, длина которых растёт экспоненциально; а остатки от деления L_k на M_p, длина которых ограничена p битами). Последнее число в этой последовательности L_{p-1} \bmod M_p называется вычетом Люка — Лемера. Таким образом, число Мерсенна M_p является простым тогда и только тогда, когда число p простое, и вычет Люка — Лемера равен нулю.

Возможными значениями L_1 являются: 4, 10, 52, 724, 970, ... (Шаблон:Sloane)

Благодаря тесту Люка — Лемера простые числа Мерсенна удерживают лидерство как самые большие известные простые числа. Именно тест Люка — Лемера лежит в основе проекта распределённых вычислений GIMPS, занимающимся поиском новых простых чисел Мерсенна.

Ссылки Править

Викия-сеть

Случайная вики