Викия

Математика

Теория чисел

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Теория чисел или высшая арифметика — раздел математики, изучающий натуральные числа и сходные объекты. В зависимости от используемых методов теорию чисел подразделяют на несколько подтеорий.

Элементарная теория чисел Править

В элементарной теории чисел, целые чи́сла изучаются без использования методов других разделов математики. Такие вопросы, как делимость целых чисел, алгоритм Евклида вычисления наибольшего общего делителя, разложение числа́ на простые множители, построение магических квадратов, совершенные чи́сла, числа Фибоначчи, малая теорема Ферма́, теорема Эйлера, задача о четырёх кубах относятся к этому разделу.

Аналитическая теория чисел Править

В аналитической теории чисел для вывода и доказательства утверждений о числах и числовых функциях используется мощный аппарат математического анализа. Большую роль в аналитической теории чисел играет метод тригонометрических сумм, позволяющий оценивать число решений тех или иных уравнений или систем уравнений в целых числах. Основы метода тригонометрических сумм разработал и впервые применил к задачам теории чисел И. М. Виноградов.

Первым успехом аналитической теории чисел было применение комплексного анализа в доказательстве теоремы о распределении простых чисел.

Наиболее известной и до сих пор не решенной проблемой аналитической теории чисел является доказательство гипотезы Римана о нулях дзета-функции, утверждающей, что все нетривиальные корни уравнения \zeta(s) = 0 лежат на так называемой критической прямой \mathrm{Re}\,s = \frac{1}{2}, где \zeta(s) - дзета-функция Римана.

Алгебраическая теория чисел Править

В алгебраической теории чисел понятие числа расширяется, в качестве алгебраических чисел рассматривают корни многочленов с рациональными коэффициентами. При этом аналогом целых чисел выступают целые алгебраические числа, то есть корни многочленов с целыми коэффициентами и старшим коэффициентом 1. В отличие от целых чисел в кольце целых алгебраических чисел не обязательно выполняется закон единственности разложения на простые множители. Алгебраическая теория чисел включает в себя такие разделы, как теорию дивизоров, теорию Галуа, теорию полей классов, дзета- и L-функции, когомологии групп и многое другое. Одним из основных приемов является вложение поля алгебраических чисел в свое пополнение по одной из метрик — архимедово, то есть вложение в поле вещественных или комплексных чисел, или неархимедово, то есть вложение в поле p-адических чисел.

Ссылки Править

  • К. Айерлэнд, М. Роузен Классическое введение в современную теорию чисел. Москва, «Мир», 1987.
  • З. И. Боревич, И. Р. Шафаревич Теория чисел. Москва, «Наука», 1972.
  • А. Я. Хинчин Три жемчужины теории чисел. Москва, «Наука», 1979.

ar:نظرية الأعداد

bg:Теория на числата bn:সংখ্যাতত্ত্ব ca:Teoria de nombres cs:Teorie čísel cy:Damcaniaeth rhifau da:Talteoriel:Θεωρία αριθμώνeo:Nombroteorioet:Arvuteooria fa:نظریه اعدادfiu-vro:Arvoteooriagl:Teoría dos números he:תורת המספרים hu:Számelmélet id:Teori bilanganjbo:nacycmaci ka:რიცხვთა თეორიაlb:Zuelentheorie lt:Skaičių teorija nds:Tallentheorie nl:Getaltheorie no:Tallteori pl:Teoria liczb pms:Teorìa dij nùmerscn:Tiurìa dî nùmmura simple:Number theory sk:Teória čísel sl:Teorija števil sr:Теорија бројева sv:Talteori th:ทฤษฎีจำนวน tk:Sanlar Teoriyasyuk:Теорія чисел ur:Number theory vi:Lý thuyết số

Викия-сеть

Случайная вики