Викия

Математика

Теория моделей

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Теория моделей — это раздел математической логики, который занимается изучением связи между формальными языками и их интерпретациями, или моделями. Название теория моделей было впервые предложено Тарским в 1954 году. Основное развитие теория моделей получила в работах Тарского, Мальцева и Робинсона.

История возникновения Править

Теория моделей посвящена изучению фундаментальной взаимосвязи между синтаксисом и семантикой. При этом, первому в ней отвечает формальный язык, а второму — модель — математическая структура, допускающая некоторое описание этим языком. Теория моделей возникла как обобщение существующих подходов решения математематических проблем связанных с алгеброй и математической логикой. Сами эти подходы существовали давно, но при этом долгое время не рассматривались во всей своей общности, в рамках одной логико-философской парадигмы. Естественным примером в этом контексте есть проблема, связанная с пятым постулатом Евклида о параллельности линий. Веками математикам неудавалось доказать его истинность, пока в XIX веке Бойяи и Лобачевский не построили неевклидову геометрию, показав тем самым, что постулат параллельности не может быть ни доказан не опровергнут. С точки зрения теории моделей, это означает, что система аксиом без пятого постулата допускает несколько различных моделей, то есть в этом случае — несколько вариантов реализации геометрии.

Таким образом, первоначальная теория моделей выросла из таких разделов математики как логика, универсальная алгебра, теория множеств в качестве обобщения и укрупнения существующих знаний. Поэтому первые результаты теории моделей появились задолго до её «официального» возникновения. Первым таким результатом принято считать[1] теорему Лёвингейма-Сколема (1915). Другим крупным результатом стала теорема компактности, доказанная Гёделем (1930) и Мальцевым (1936).

Классическая теория моделей первого порядка Править

Теория моделей для классической логики первого порядка является исторически первым и наиболее развитым примером теоретико-модельного подхода. В роли моделей здесь выступают множества, представляющие область возможных значений переменных. Функциональные символы интерпретируются как операции соответсвующей арности над ними, а предикаты, как отношения (более подробно, см. Логика первого порядка, интерпретация). Шаблон:Section-stub

Теория моделий высших порядков Править

Шаблон:Planned

Сноски Править

  1. Кейслер Г.,Чен Ч. Теория моделей., М., Мир, 1977, стр. 14

ar:نظرية النموذج

bn:মডেল তত্ত্ব cs:Teorie modelůnl:Modeltheorie pl:Teoria modelisv:Modellteori

Викия-сеть

Случайная вики