Викия

Математика

Теорема Кнастера — Тарского

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Теорема Кнастера-Тарскоготеорема в теории множеств, впервые сформулированная в частном случае Брониславом Кнастером, и обобщённая Альфредом Тарским.

Формулировка Править

Частично упорядоченное множество \langle M,\sqsubseteq\rangle называется полным, если оно содержит наименьший элемент, и каждая цепь C\subseteq M, в нём имеет наименьшую вехнюю грань. Функция f:M\to N, где M и N — полные частично упорядоченные множества называется непрерывной, если для всех цепей C из M   \bigsqcup f(C) существует, и равно f(\bigsqcup C). В частности, непрерывная функция будет также монотонной. Элемент a полного частично упорядоченного множества \langle M,\sqsubseteq\rangle называется неподвижной точкой отображения f:M\to M, если f(a) = a. Элемент a\in M называется наименьшей неподвижной точкой, если он является наименьшей нижней гранью множества всех неподвижных точек в M.

Теорема Кнастера-Тарского утверждает, что любое непрерывное отображение f полного частично упорядоченного множества в себя имеет наименьшую неподвижную точку.

Применение Править

Теорема Кнастера-Тарского имеет большое значение в теоретической информатике, и является мощным инструментом для описания денотационной семантики языков программирования. Например, не ограничива общности, в большинстве случаев можно считать, что функциональная программа, может быть представленна в виде системы рекурсивных уравнений:

\begin{array}{lcr} 
f_1 &=& \Phi_1(f_1,\cdots, f_n)\\
f_2 &=& \Phi_2(f_1,\cdots, f_n)\\
\vdots &&\\ 
f_n &=& \Phi_n(f_1,\cdots, f_n)
\end{array}

где f_iчастичные функции, в \Phi_i — правильно постороенные термы соответствующего языка программирования. Если предполагать \Phi_i непрерывными, теорема Кнастера-Тарского гарантирует существование и единственность наимешьшего решения, то есть функций f_1, f_2,\ldots,f_n. Наименьшесть в этом случае означает, что f_i имеют самую широкую область определения по сравнению с другими решениями. Дальнейшее развитие эта идея получает в теории доменов.

Литература Править

Викия-сеть

Случайная вики