Викия

Математика

Таблица обозначений абстрактной алгебры

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

В абстрактной алгебре повсеместно используются символы для упрощения и сокращения текста, а также стандартные обозначения для некоторых групп. Ниже приведён список наиболее часто встречающихся алгебраических обозначений, соответствующие команды в TeXе, объяснения и примеры использования.

Кроме указанных символов, иногда используются их зеркальные отражения, например, H \triangleleft G обозначает то же, что и G \triangleright H.

См. также таблицу математических символов.

Символ (TeX) Символ (Unicode) Название Значение
Произношение
Символы абстрактной алгебры
\triangleleft\, Шаблон:Unicode Нормальная подгруппа, идеал кольца H \triangleleft G\, означает «H является нормальной подгрупой группы G», если G — группа, и «H является (двусторонним) идеалом кольца G», если G — кольцо.
«нормальна в», «… является идеалом …»
[\, :\, ]\, [ : ] Индекс подгруппы, размерность поля [G:H]\, означает «индекс подгруппы H в группе G», если G — группа, и «размерность поля H над полем G», если G и H — поля.
«индекс … в …», «размерность … над …»
\times\, × Прямое произведение групп G \times H\, означает «прямое произведение групп G и H».
«прямое произведение … и …»
\oplus\, Шаблон:Unicode Прямая сумма подпространств V = V_1 \oplus V_2\, означает «пространство V разлагается в прямую сумму подпространств V_1 и V_2».
«прямая сумма … и …»
\otimes\, Шаблон:Unicode Тензорное произведение T_1 \otimes T_2\, означает «тензорное произведение тензоров T_1 и T_2».
«тензорное произведение … и …»
[\, ,\, ]\, [ , ] Коммутатор элементов группы [g,\,h]\, означает «коммутатор элементов g и h группы G», т.е. элемент ghg^{-1}h^{-1}.
«коммутатор … и …»
G^\prime G' Коммутант G^\prime означает «коммутант группы G».
«коммутант …»
<\,>_n\, < >n Циклическая группа {<}a{>}_n\, означает «циклическая группа порядка n, порождённая элементом a».
«Циклическая группа порядка n, порождённая a»
\bot\, Шаблон:Unicode Ортогональное подпространство V^{\bot}\, означает «ортогональное подпространство к подпространству V».
«ортогональное подпространство к …»
A^T\, AT Транспонированная матрица A^T\, означает «транспонированная матрица A».
«транспонированная матрица …»
E_{i,\,j}\, Ei,j Матричная единица E_{i,\,j}\, означает «матричная i,\;j-единица», то есть матрица, у которой на месте (i,\;j) стоит единица, а на остальных местах — нули.
«матричная единица …»
*\, * Сопряжённый оператор
Сопряжённое пространство
Мультипликативная группа поля
\mathcal{A}^{*}\, означает «линейный оператор, сопряжённый к \mathcal A», если \mathcal A — линейный оператор.
V^{*}\, означает «линейное пространство, сопряжённое к V (дуальное к V)», если V — линейное пространство.
F^{*}\, означает «мультипликативная группа поля F», если F — поле.
«оператор, сопряжённый к …»; «пространство, сопряжённое к …»; «мультипликативная группа …»
Стандартные обозначения некоторых групп
S_n\, Sn Симметрическая группа n-ой степени S_n\, означает «симметрическая группа (или группа перестановок) степени n».
«эс …»
A_n\, An Знакопеременная группа n-ой степени A_n\, означает «знакопеременная группа (то есть группа чётных подстановок) степени n».
«а …»
GL_n (F)\, GLn(F) Группа невырожденных линейных операторов GL_n (F)\, означает «группа невырожденных линейных операторов размерности n над полем F» (от general linear).
«же эль … над …»
SL_n (F)\, SLn(F) Группа линейных операторов c определителем 1 SL_n (F)\, означает «группа линейных операторов размерности n над полем F с определителем 1» (от special linear).
«эс эль … над …»
UT_n (F)\, UTn(F) Группа верхних треугольных матриц UT_n (F)\, означает «группа верхних треугольных матриц порядка n над полем F» (от upper triangular).
«группа верхних треугольных матриц порядка … над …»
SUT_n (F)\, SUTn(F) Группа верхних унитреугольных матриц SUT_n (F)\, означает «группа верхних унитреугольных матриц порядка n над полем F» (от special upper triangular), то есть верхних треугольных матриц с единицами на главной диагонали.
«группа верхних унитреугольных матриц порядка … над …»
\mathbb{Z}_p\, Шаблон:Unicodep Кольцо вычетов по модулю \mathbb{Z}_p\, означает «кольцо вычетов по модулю p» (если pпростое, то это поле).
«зед …»
\mathbb{Q}_p\, Шаблон:Unicodep p-адические числа \mathbb{Q}_p\, означает «поле p-адических чисел».
«ку …»
D_n\, Dn Группа диэдра n-ой степени D_n\, означает «группа диэдра n-ой степени» (то есть группа симметрий правильного n-угольника).
«дэ …»
V_4\, V4 Четверная группа Клейна V_4\, означает «четверная группа Клейна» (то есть группа симметрий правильного тетраэдра).
«вэ четыре»

Викия-сеть

Случайная вики