Викия

Математика

Сопряжённое пространство

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Сопряжённое пространство, двойственное пространство в алгебре и функциональном анализе — термин, применяющийся при описании двойственности линейных пространств. Как правило, под сопряжённым пространством понимают линейно-сопряжённое пространство — пространство линейных функционалов.

Линейно-сопряжённое пространство — определениеПравить

Для линейных функционалов на линейном пространстве E можно определить операции сложения и умножения на число:

  • f = f_1 + f_2:\ f(x) = f_1(x) + f_2(x)
  • f = \alpha f_1:\ f(x) = \alpha f_1(x)

Эти определения удовлетворяют аксиомам линейного пространства. То есть, совокупность всех линейных функционалов на E также образует линейное пространство. Это пространство называется сопряжённым к E, оно обычно обозначается E^*. В конечномерном случае сопряжённое пространство E^* имеет ту же размерность что и пространство E. Обычно элементы пространства E обозначают вектором-строкой, а элементы E^* — вектором-столбцом. В тензорном исчислении применяется обозначение x^k для элементов E (верхний, или контравариантный индекс) и x_k для элементов E^* (нижний, или ковариантный индекс).

Верно также что пространство, сопряжённое к сопряжённому E^{**}, совпадает с E.

Трудности в бесконечномерном случаеПравить

Попытка прямо применить вышеприведённое определение в случае бесконечномерных линейных пространств приводит к неконструктивным и малополезным алгебраически сопряжённым пространствам. Для важного случая топологических линейных пространств рассматриваются топологически сопряжённые пространства, состоящие только из непрерывных функционалов. Однако, для топологического линейного сопряжения, пространство, сопряжённое к сопряжённому, вообще говоря, с исходным не совпадает. Пространства, для которых E^{**} = E называются рефлексивными — только для них, строго говоря, можно употреблять термин двойственное пространство.

Комплексно-сопряжённое пространствоПравить

Термин сопряжённое пространство может иметь иное значение для линейных пространств над полем комплексных чисел: пространство \bar E, совпадающее с E как вещественное линейное пространство, но с другой структурой умножения на комплексные числа (см. en:Complex conjugate vector space):

{\bar c} {\bar x} = \bar{cx}

При наличии в пространстве эрмитовой метрики (например, в гильбертовом пространстве) линейно- и комплексно-сопряжённые пространства совпадают.

hu:Duális térpl:Przestrzeń sprzężona

Викия-сеть

Случайная вики