Викия

Математика

Собственные векторы, значения и пространства

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Определение собственного числа и собственного вектора квадратной матрицы Править

Собственным вектором квадратной матрицы M называется вектор  \vec v ~, |\vec v| \not=0  , который удовлетворяет соотношению M \vec v = \lambda \vec v, где \lambdaсобственное значение, соответствующее данному собственному вектору. Одному собственному значению может соответствовать несколько (линейно независимых) собственных векторов, в таком случае говорят о собственном подпространстве для данного собственного значения. Собственными векторами линейного преобразования называются собственные векторы матрицы, определяющей это преобразование.

Свойства собственных векторов и значений Править

  • Линейная комбинация собственных векторов матрицы M, соответствующих одному и тому же собственному значению \lambda, также является собственным вектором M с собственным значением \lambda.
  • Количество различных собственных значений не может превышать размер матрицы.
  • Сумма размерностей собственных подпространств, соответствующих всем собственным значениям равна размерности матрицы (в случае рассмотрения комплексных чисел).
  • Собственные векторы, самосопряженного оператора А соответствующие различным собственным значениям ортогональны. Т. е. если M\vec v_1=\lambda_1v_1, M\vec v_2=\lambda_2v_2 и \lambda_1\ne\lambda_2, то (v_1,v_2)=0\frac{}{}

Для произвольной матрицы это не верно.

Вычисление собственных векторов и значений методом прямых итераций Править

Самым простым способом численного нахождения собственных значений и собственных векторов является метод прямых итераций. Он заключается в построении последовательности векторов \vec v_0,M \vec v_0, MM \vec v_0,MMM \vec v_0 и т. д., то есть в многократном домножении случайного ненулевого начального вектора v_0 на матрицу M. Можно доказать, что если вектор M \vec v_0 имеет ненулевые проекции на все собственные векторы M (случайное взятие координат \vec v_0 гарантирует это с почти единичной вероятностью), то такой итеративный процесс сойдётся к собственному вектору \vec v, соответствующему максимальному собственному значению \lambda_{max}. Вычисление остальных собственных значений возможно с помощью вычитания проекции очередного вектора итераций на подпространство из уже полученных векторов.

Недостаток этого метода заключается в том, что он не работает на матрицах, у которых совпадает абсолютная величина каких-то двух собственных значений. Например, таким образом невозможно найти ни одного собственного вектора дискретного косинусного преобразования: так как оно является обратным по отношению к самому себе, то повторное его применение к случайному вектору приведёт к заведомо расходящейся последовательности, состоящей из двух чередующихся векторов.

Литература Править

Шаблон:Link FA

Шаблон:Link FA Шаблон:Link FA

ar:قيمة ذاتية be-x-old:Уласныя лікі, вэктары й прасторы cs:Vlastní číslo da:Egenværdi, egenvektor og egenrumhe:ערך עצמי hu:Sajátvektor és sajátértéklt:Tikrinių verčių lygtis nl:Eigenwaarde (wiskunde) no:Egenvektor pl:Wartość własnasl:Lastna vrednost sv:Egenvärde, egenvektor uk:Власний вектор ur:ویژہ قدر vi:Vectơ riêng

Викия-сеть

Случайная вики