Викия

Математика

Случайная величина

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Случайная величина — одно из основных понятий теории вероятностей. Случайная величина — это измеримая функция, заданная на каком-либо вероятностном пространстве.

ВведениеПравить

Наряду со случайными событиями, как фактами в схеме испытаний, характеризующими ее качественно, результаты опытов можно описать количественно. Это и ведет к понятию случайной величины в теории вероятностей. Фактически, всегда результаты опытов со схемой можно представить количественно с помощью одной или нескольких числовых величин. Так, в конечных схемах описаний вместо самих элементарных исходов можно рассматривать их номиналы (идентификаторы). Например, при бросании монеты «решка» — это 0, а «герб» — это 1; при бросании игральной кости результаты — суть номера граней от 1 до 6 и т. п.

В бесконечных схемах (дискретных или непрерывных) уже изначально элементарные исходы удобно описывать количественно. Например, номера градаций типов несчастных случаев при анализе ДТП; рост призывников при наборе в армию; время безотказной работы прибора при контроле качества и т. п.

Числовые значения, описывающие результаты опытов, могут характеризовать не обязательно отдельные элементарные исходы в схеме испытаний, но и соответствовать каким-то более сложным событиям. С одной стороны, с одной схемой испытаний и с отдельными событиями в ней одновременно может быть связано сразу несколько числовых величин, которые требуется анализировать совместно. Например, координаты (абсцисса, ордината) какого-то разрыва снаряда при стрельбе по наземной цели; метрические размеры (длина, ширина и т. д.) детали при контроле качества; результаты медобследования (температура, давление, пульс и пр.) при диагностике больного; данные переписи населения (по возрасту, полу, достатку и пр.).

Поскольку значения числовых характеристик схем испытания соответствуют в схеме некоторым случайным событиям (с их определенными вероятностями), то и сами эти значения являются случайными (с теми же вероятностями). Поэтому такие числовые характеристики и принято называть случайными величинами. При этом расклад вероятностей по значениям случайной величины называется законом распределения случайной величины.

На схеме испытаний может быть определена как отдельная случайная величина (одномерная/скалярная), так и целая система одномерных взаимосвязанных случайных величин (многомерная/векторная). Перечень возможных значений (спектр) каждой одномерной случайной величины может быть как дискретным (конечным/бесконечным), так и непрерывным, а также комбинированным — в зависимости от характера распределения вероятностной массы материальных точек схем испытаний по значениям случайной величины.

ОпределениеПравить

Пусть (\Omega,\mathcal{F}, \mathbb{P})вероятностное пространство. Функция X:\Omega \to \mathbb{R}, измеримая относительно \mathcal{F} и борелевской σ-алгебры на \mathbb{R}, называется случайной величиной.

Вероятностное поведение случайной величины полностью описывается её распределением.

Простейшие обобщенияПравить

Случайная величина, вообще говоря, может принимать значения в любом измеримом пространстве. Тогда её чаще называют случайным вектором или случайным элементом. Например,

  • Измеримая функция X:\Omega \to \mathbb{R}^n называется n-мерным случайным вектором (относительно борелевской σ-алгебры на \mathbb{R}^n).
  • Измеримая функция X:\Omega \to \mathbb{C}^n называется n-мерным комплексным случайным вектором (также относительно соответствующей борелевской σ-алгебры).
  • Измеримая функция, отображающая вероятностное пространство в пространство подмножеств некоторого (конечного) множества, называется (конечным) случайным множеством.

См. также Править

cs:Náhodná veličina da:Stokastisk variabelel:Τυχαία μεταβλητήeo:Hazarda variablofa:متغیر تصادفیhe:משתנה מקריnl:Stochastische variabele no:Stokastisk variabel pl:Zmienna losowasv:Stokastisk variabel uk:Випадкова величина ur:تصادفی متغیر vi:Biến ngẫu nhiên

Викия-сеть

Случайная вики