Викия

Математика

Словарь терминов общей топологии

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Курсив обозначает ссылку на этот словарь Шаблон:АБВ

БПравить

  • База топологии — набор открытых множеств, такой, что любое открытое множество является объединением множеств из базы.

ВПравить

ГПравить

  • Гомеоморфизмбиекция f, такая, что f и f^{-1} непрерывны.
  • Гомеоморфные пространства — пространства, между которыми существует гомеоморфизм.
  • Гомотопия непрерывного отображения f:X\to Y есть непрерывное отображение F:[0,1]\times X\to Y, такое, что F(0,x)=f(x) для любого x\in X. Часто используется обозначение f_t(x)=F(t,x), в частности f_0=f
  • Гомотопные отображения. Отображeния f,g:X\to Y называются гомотопными или g\sim f если существует гомотопия f_t такая, что f_0=f и f_1=g.
  • Гомотопическая эквивалентность топологических пространств X и Y есть пара непрерывных отображений f:X\to Y и g:Y\to X такая, что f\circ g\sim id_Y и g\circ f\sim id_X, здесь \sim обозначает гомотопическую эквивалентность отображений. В этом случае говорят, что X и Y гомотопически эквивалентны, или X с Y имеют один гомотопический тип.
  • Гомотопический инвариант — это характеристика пространства, которая сохраняется при гомотопической эквивалентности топологических пространств. То есть, если два пространства гомотопически эквиваленты, то они имеют ту же характеристику. Например: связанность, фундаментальная группа, эйлерова характеристика.
  • Гомотопический тип — см. гомотопическая эквивалентность.
  • Граница. Смотри относительная граница или граница многообразия.
  • Граница многообразия. Смотри многообразие.

ДПравить

ЗПравить

  • Замкнутое множество — дополнение к открытому.
  • Замкнутое отображение — такое отображение, что образ любого замкнутого множества замкнут.
  • Замыкание. Минимальное замкнутое множество, содержащее данное.

ИПравить

  • Индуцированная топология — топология на подмножестве A топологического пространства, открытыми множествами в которой считаются пересечения открытых множеств объёмлющего пространства с A.
  • Изолированная точка множества A топологического пространства X — такая точка a\in A, что пересечение некоторой её окрестности с A состоит из единственной точки a.

КПравить

  • Категория Бэра
  • Компактное пространство
  • Компонента связности точки есть максимальное связное множество содержащее эту точку.
  • Континуумсвязное компактное хаусдорфово топологическое пространство.
  • Конус над топологическим пространством X (называемым основанием конуса) — пространство CX, получающееся из произведения X\times[0,1] стягиванием подпространства X\times\{0\} в одну точку, называемую вершиной конуса.
  • Край многообразия, см. многообразие
  • Кривая есть непрерывное отображение связного подмножества вещественной прямой.

ЛПравить

  • Линейно связное пространство. Пространство, в котором любую пару точек можно соединить кривой.
  • Локально компактное пространство. Пространство, в котором любая точка имеет компактную окрестность.
  • Локально связное пространство. Пространство, в котором любая точка имеет связную окрестность.
  • Локальный гомеоморфизм — отображение f:X\to Y топологических пространств, такое, что для каждой точки x\in X найдется окрестность U_x, которая посредством f отображается в Y гомеоморфно. Иногда в определение локальный гомеоморфизм автоматически включается требование f(X)= Y и, кроме того, отображение f предполагается открытым.

МПравить

НПравить

  • Накрытие
  • Непрерывное отображение — такое отображение, при котором прообраз любого открытого множества открыт.
  • Нигде не плотное множество — множество, замыкание которого не содержит открытых множеств.

ОПравить

  • О́бласть — открытое связное подмножество топологического пространства.
  • Односвя́зное простра́нствосвязное пространство, любое отображение окружности в которое гомотопно постоянному отображению.
  • Окрестностьоткрытая окрестность или множество, содержащее открытую окрестность.
  • Откры́тая окре́стность точки или множества — открытое множество, содержащее точку или множество.
  • Откры́тое мно́жество основное понятие общей топологии, смотри Топологическое пространство.
  • Откры́тое отображе́ние — такое отображение, что образ любого открытого множества открыт.
  • Относи́тельная грани́ца. Пересечение замыкания подмножества топологического пространства с замыканием его дополнения. Граница множества E обычно обозначается \partial E.
  • Относи́тельная топология — то же, что Индуцированная топология.
  • Относи́тельно компа́ктное мно́жество — подмножество M топологического пространства T называется относительно компактным или предкомпа́ктным если его замыкание компактно.

ППравить

  • Паракомпактное пространство — топологическое пространство, из любого открытого покрытия которого можно выделить локально конечное подпокрытие (т.е. такое, что для любой точки можно найти окрестность пересекающуюся с конечным числом элементов этого подпокрытия).
  • Плотное множество
  • Подпокрытие покрытия \{V_\alpha\}, \alpha\in A — это покрытие \{V_\beta\}, где \beta\in B\subset A.
  • Подпространствоподмножество топологического пространства, снабжённое индуцированной топологией.
  • Покрытие подмножества или пространства X — это представление его в виде объединения множеств \{V_\alpha\}, \alpha\in A, точнее это набор множеств \{V_\alpha\}, \alpha\in A такой что X\subset \cup_{\alpha\in A} V_\alpha. Чаще всего рассматривают открытые покрытия, т.е. предпологают что все \{V_\alpha\} являются откытыми множествами.
  • Предбаза — семейство Y открытых подмножеств топологпческого пространства X такое, что совокупность всех множеств, являющихся пересечением конечного числа элементов Y, образует базу X.
  • Предельная точка подмножества A топологического пространства X — такая точка a\in A, что в любой её выколотой окрестности с A есть хотя бы одна точка из A.
  • Производное множество - совокупность всех предельных точек.

РПравить

СПравить

  • Связное пространство. Пространство, которое невозможно разбить на два непустых непересекающихся открытых множества.
  • Сепарабельное пространство — топологическое пространство, в котором имеется счётное всюду плотное множество.
  • Стягиваемое пространство — пространство, гомотопически эквивалентное точке.

TПравить

  • Топологический инвариант — характеристика пространства, которая сохраняется при гомеоморфизме. Т.е. если два пространства гомеоморфны то они имеют ту же характеристику. Например: компактность, связанность, фундаментальная группа, Эйлерова характеристика.
  • Топологическое пространство
  • Точка накопления множества M — точка топологического пространства, в любой проколотой окрестности которой содержится хотя бы одна точка M.
  • Точка полного накопления множества M ― точка x\in M в топологическом пространстве X такая, что пересечение M с любой окрестностью x имеет мощность ту же, что и все множество M.
  • Точка прикосновения подмножества M топологического пространства — точка любая окрестность которой содержит хотя бы одну точку из M. Множество всех точек прикосновения совпадает с замыканием \overline{M}.

ФПравить

ХПравить

Викия-сеть

Случайная вики