Викия

Математика

Системы наименования чисел

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Существуют две системы наименования чисел — американская и европейская (английская).

Американская система Править

В американской или короткой системе все названия больших чисел строятся так: в начале идет латинское порядковое числительное, а в конце к нему добавляется суффикс «-иллион». Исключение составляет название «миллион», которое является названием числа тысяча (лат. mille) и увеличительного суффикса «-иллион». Так получаются числа — биллион, триллион, квадриллион, квинтиллион, секстиллион и т. д. Американская система используется в США, Канаде, Великобритании, Греции и Турции. Количество нулей в числе, записанном по американской системе, определяется по формуле 3·x+3 (где x — латинское числительное).

В некоторых странах, в том числе и в РоссииШаблон:Источник?, вместо слова «биллион» используется слово «миллиард».

Европейская (английская) система Править

Европейская (английская) или длинная система наименования наиболее распространена в мире. Названия чисел в этой системе строятся так: к латинскому числительному добавляют суффикс «-иллион», название следующего числа (в 1 000 раз большего) образуется из того же самого латинского числительного, но с суффиксом «-иллиард». То есть после триллиона в этой системе идёт триллиард, а только затем квадриллион, за которым следует квадриллиард и т. д. Количество нулей в числе, записанном по европейской системе и оканчивающегося суффиксом «-иллион», определяется по формуле 6·x (где x — латинское числительное) и по формуле 6·x+3 для чисел, оканчивающихся на «-иллиард».

Возникновение и развитие Править

Обе системы возникли во Франции — Французский физик и математик Николя Шуке (Nicolas Chuquet) придумал слова «биллион» (byllion) и «триллион» (tryllion) и использовал их для обозначения чисел 1012 и 1018 соответственно, что послужило основой европейской системы.

Но некоторые французские математики в XVII веке использовали слова «биллион» и «триллион» для чисел 109 и 1012 соответственно. Такая система именования укрепилась во Франции и в Америке и стала называться американской, а первоначальная система Шоке продолжала использоваться в Великобритании и Германии. Франция в 1948 году вернулась к системе Шоке (т. е. европейской).

В последние годы американская система вытеснила европейскую в Великобритании, но её влияние пока малозаметно в остальных европейских странах. В основном, американская система распространяется из-за того, что американцы в финансовых сделках настаивают на том, что 1 000 000 000 долларов нужно называть биллионом долларов. В 1974 году правительство премьер-министра Гарольда Вильсона объявило, что в официальных отчётах и статистике Великобритании слово «биллион» будет обозначать 109, а не 1012.

Сравнение систем Править

Таблица от значения к названию Править

Порядок Значение Название СИ
Американская
система
Логика
построения
Европейская
система
Логика
построения
0 100 один один
1 103 тысяча 1 0001 + 0 тысяча 1 000 0000,5 кило
2 106 миллион 1 0001 + 1 миллион 1 000 0001,0 мега
3 109 биллион 1 0001 + 2 тысяча миллионов
(миллиард)
1 000 0001,5 гига
4 1012 триллион 1 0001 + 3 биллион 1 000 0002,0 тера
5 1015 квадриллион 1 0001 + 4 тысяча биллионов
(биллиард)
1 000 0002,5 пета
6 1018 квинтиллион 1 0001 + 5 триллион 1 000 0003,0 экса
7 1021 секстиллион 1 0001 + 6 тысяча триллионов
(триллиард)
1 000 0003,5 зетта
8 1024 септиллион 1 0001 + 7 квадриллион 1 000 0004,0 йотта

Таблица от названия к значению Править

См. также основную статью: Именные названия степеней тысячи

См. также Править

Ссылки Править

nl:Korte en lange schaalverdeling

Викия-сеть

Случайная вики