Викия

Математика

Редко используемые тригонометрические функции

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Редко используемые тригонометрические функции — функции угла, которые в настоящее время используются редко по сравнению с шестью основными тригонометрическими функциями (синусом, косинусом, тангенсом, котангенсом, секансом и косекансом). К ним относятся:

Файл:Circle-trig6.svg
  • Синус-верзус (другие написания: версинус, синус версус, называется также «стрелкой дуги»). Определяется как \operatorname{versin}\,\vartheta = 1 - \cos\vartheta = 2\sin^2\frac{\vartheta}{2}. Представляет собой расстояние от центральной точки дуги, измеряемой удвоенным данным углом, до центральной точки хорды, стягивающей дугу. Иногда используются обозначения \operatorname{vers}\,\vartheta, \quad \sin\,\operatorname{vers}\,\vartheta. C ним связаны ещё несколько функций:
    • Косинус-верзус (другие написания: коверсинус, косинус версус). Определяется как \operatorname{vercos}\,\vartheta = \operatorname{versin}\,\left(\frac{\pi}{2}-\vartheta\right)  = 1 - \sin\vartheta. Иногда используются обозначения \operatorname{cvs}\,\vartheta, \quad \cos\,\operatorname{vers}\,\vartheta.
    • Гаверсинус (Шаблон:Lang-en, сокращение от half the versed sine). Определяется как \operatorname{haversin}\,\vartheta = \frac{\operatorname{versin}\,\vartheta}{2} = \sin^2\frac{\vartheta}{2}. Используется также обозначение \operatorname{hav}\,\vartheta.
  • Эксеканс (Шаблон:Lang-en) или экссеканс. Определяется как \operatorname{exsec}\,\vartheta = \sec\vartheta - 1.
    • Экскосеканс — дополнительная функция к эксекансу: \operatorname{excsc}\,\vartheta = \operatorname{exsec}\,\left(\frac{\pi}{2}-\vartheta\right)  = \operatorname{cosec}\,\vartheta - 1.

Использование Править

Версинус, коверсинус и гаверсинус были удобны для ручных расчётов с использованием логарифмов, поскольку они всюду неотрицательны, однако в связи с развитием вычислительных средств эта область применения неактуальна. В настоящее время эти функции используются для описания соответствующих сигналов в электронике (например, в функциональных генераторах).

Ссылки Править

Викия-сеть

Случайная вики