Викия

Математика

Псевдоевклидово пространство

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Псевдоевклидово пространство — конечномерное вещественное пространство с невырожденной индефинитной метрикой.

Запись расстояния в ортонормированном репере и сигнатура Править

Выбором репера всегда можно добиться того, чтобы расстояние между точками n-мерного псевдоевклидова пространства с координатами (x_1,\ldots,x_n) и (y_1,\ldots,y_n) записывалось в виде

d(x,y)=\sqrt{(x_1-y_1)^2+\ldots +(x_m-y_m)^2-(x_{m+1}-y_{m+1})^2-\ldots-(x_n-y_n)^2}.

Реперы (а также отвечающие им базисы) с таким свойством называются ортонормированными. Такое пространство обычно обозначается \R^{n,n-m}. Пара чисел (m,n-m) (задающая количество базисных векторов вещественной и чисто мнимой длины, соответственно) не зависит от выбора ортонормированного базиса и называется сигнатурой псевдоевклидова пространства. Псевдоевклидовы пространства с различными сигнатурами неизометричны друг другу. Однако пространство с сигнатурой (m,n-m) может быть превращено в пространство с сигнатурой (n-m,m) заменой знака скалярного произведения, и потому различия между такими пространствами обычно не проводят: в частности, пространство Минковского в разных источниках определяется и как пространство сигнатуры (1,3), и как пространство сигнатуры (3,1). Таким образом, каждой размерности n отвечает \left[n/2\right] (где прямые скобки означают взятие целой части) различных n-мерных псевдоевклидовых пространств.

Изотропные направления Править

Особенностью пространств с индефинитной метрикой является наличие ненулевых векторов, имеющих нулевую длину. Такие векторы (а также прямые, направляющими векторами которых они являются) называются изотропными. В частности, псевдоевклидова плоскость обладает ровно двумя несовпадающими изотропными направлениями. Изотропные прямые псевдоевклидова пространства, проведённые через произвольно фиксированную точку, образуют конус с вершиной в этой точке.

Окружности и сферы Править

С точки зрения геометрии псевдоевклидовой плоскости, окружностями произвольного ненулевого (вещественного или чисто мнимого) радиуса являются гиперболы. Аналогично, в трёхмерном псевдоевклидовом пространстве сигнатуры (2,1) сферами ненулевого вещественного радиуса являются однополостные гиперболоиды, а сферами ненулевого чисто мнимого радиуса — двуполостные гиперболоиды. Дабы подчеркнуть отличие таких гиперповерхностей от обычных евклидовых сфер (в частности, отсутствие компактности), их называют иногда псевдосферами.

По своим геометрическим свойствам каждая из двух «половин» псевдосферы мнимого радиуса в n+1-мерном псевдоевклидовом пространстве сигнатуры (n,1) представляет собой n-мерное пространство Лобачевского.

Псевдоевклидово пространство в физике Править

Важнейшим частным случаем псевдоевклидова пространства является пространство Минковского, используемое в специальной теории относительности, в котором метрика сигнатуры (1,3) реализует релятивистский взгляд на измерение времени. Изотропные направления являются направлениями распространения света и называются также нулевыми или светоподобными.

Теоретическая физика рассматривает псевдоевклидовы пространства и иной размерности, однако как правило метрика в них имеет сигнатуру (1,n) то есть с одной временно́й координатой и n пространственными.

Литература Править

  • П. К. Рашевский. Риманова геометрия и тензорный анализ. Любое издание.

Викия-сеть

Случайная вики