Викия

Математика

Прямое произведение

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Прямое или декартово произведение множеств — множество, элементами которого являются всевозможные упорядоченные пары элементов исходных двух множеств. Данное понятие употребляется не только в теории множеств, но также в алгебре, топологии и прочих разделах математики благодаря тому, что прямое произведение часто наследует структуры (алгебраические, топологические...), существующие на перемножаемых множествах.

Прямое произведение в теории множеств Править

Произведение двух множеств Править

в в в в в в в в
и и и и и и и и
к к к к к к к к
Произведение множества {в,и,к}
на множество цветов радуги

Пусть даны два множества X\! и Y\!. Прямое произведение X\times Y множества X\! и множества Y\! есть такое множество X \times Y, элементами которого являются упорядоченные пары (x,\,y) для всевозможных x\in X и y\in Y.

Отображения произведения множеств в его множители (\phi: X\times Y\to X,\ \phi(x,y)=x и \psi: X\times Y\to Y,\ \psi(x,y)=y) называют координатными функциями.

Аналогично строятся произведения нескольких множеств.

Декартова степень Править

000001002010011012020021022
100101102110111112120121122
200201202210211212220221222
{0,1,2}3, 33 = 27 элементов

n\!-ая Декартова степень множества X\! определяется для целых неотрицательных n\!, как n\!-кратное Декартово произведение X\! на себя:

\begin{matrix}
X^n = & \underbrace{X\times X\times \ldots \times X} \\
& n
\end{matrix}
.

При положительных n\! Декартова степень X^n\! состоит из всех упорядоченных наборов (кортежей) элементов из X\! длины n\!.

При n=0\!, Декартова степень X^0\! по определению содержит единственный элемент - пустой кортеж.

Дальнейшие обобщения Править

Дальнейшее обобщение понятия прямого произведения приводит к произведениям по индексному множеству I (возможно, бесконечному): X = Π Xi, элементы которого сопоставляют каждому индексу i из I элемент множества Xi.

Воздействие на математические структуры Править

Прямое произведение групп Править

Прямое (декартово) произведение двух групп (G,*) и (H,\circ) — это группа из всех пар элементов (g,h) с операцией поэлементного умножения: (g_1,h_1)\times(g_2,h_2)\ =\ (g_1*g_2,h_1\circ h_2). Эта группа обозначается как G\times H. Сомножители G и H изоморфны двум нормальным подгруппам своего произведения, \{(g,1_H)|g\in G\} и \{(1_G,h)|h\in H\} соответственно. Пересечение этих подгрупп состоит из одного элемента (1_G,1_H), который является единицей группы-произведения. Координатные функции произведения групп являются гомоморфизмами.

Это определение распространяется на произвольное конечное число перемножаемых групп; ассоциативность декартова произведения следует из ассоциативности операций перемножаемых групп.

Однако, для бесконечного числа перемножаемых групп понятия декартового и прямого произведения принято различать. В общем случае, \overline{\prod_{i\in I}} G_i\ =\ \{f: I\to\bigcup_{i\in I} G_i\}, где f(i)\isin G_i и (f_1\times f_2)(i)\ =\ f_1(i)*f_2(i). (Операция в правой части — это операция группы G_i.) Единицей группы-произведения будет последовательность, составленная из единиц всех перемножаемых групп: (1_i), i\in I. Например, для счётного числа групп: \overline{\prod_{i\in\mathbb{N}}} \mathbb{Z}_2\ =\ (2^\mathbb{N}, \operatorname{xor}), где в правой части стоит множество всех бесконечных двоичных последовательностей.

Подгруппа на множестве всех f, носитель которых (т.е. множество supp(f) = \{i\in I| f(i)\ne 1_i\}) конечен, называется прямым произведением. Например, прямое произведение того же самого набора множеств \prod_{i\in\mathbb{N}} \mathbb{Z}_2\ =\ (\mathbb{N}, \operatorname{xor}) содержит все двоичные последовательности с конечным числом единиц, а их можно трактовать как двоичные представления натуральных чисел.

Прямое произведение других алгебраических структур Править

Аналогично произведению групп, можно определить произведения колец, алгебр, модулей и линейных пространств, причём в определении прямого произведения 1_i (см. выше) следует заменить нулём. Однако, как правило, произведения этих структур называют прямой суммой.

Прямое произведение топологических пространств Править

Пусть X\! и Y\! — два топологических пространства. Топология произведения X\times Y задаётся базой, состоящей из всевозможных произведений U\times V, где U — открытое подмножество X\! и V — открытое подмножество Y\!.

Определение легко обобщается на случай произведения нескольких пространств. Для бесконечного произведения X = Π Xi определение усложняется. Определим открытый цилиндр Cyl(i,U) = \{x\in X| x_i\in U\}, где i\in I и U — открытое подмножество Xi. Топология бесконечного произведения будет задаваться базой, составленной из всевозможных пересечений конечного числа открытых цилиндров (такая топология аналогична компактно-открытой топологии пространств отображений если считать индексное множество I имеющим дискретную топологию).

Теорема Тихонова утверждает компактность произведений любого количества компактных пространств; однако для бесконечных произведений её не удаётся доказать без использования аксиомы выбора (или равносильных ей утверждений теории множеств).

Также, теорема Александрова показывает, что любое топологическое пространство можно вложить в (бесконечное) произведение связных двоеточий, если только выполнена аксиома Колмогорова (а иные пространства и не рассматриваются).

Прямое произведение графов Править

  —
—
—

Множество вершин прямого произведения двух графов G и H задаётся как произведение вершин графов сомножителей. Рёбрами будут соединены следующие па́ры вершин:

  • (g,h)(g',h), где g и g' — соединённые ребром вершины графа G, а h — произвольная вершина графа H;
  • (g,h)(g,h'), где g — произвольная вершина графа G, а h и h' — соединённые ребром вершины графа H.

Иначе говоря, множество рёбер произведения графов является объединением двух произведений: рёбер первого на вершины второго, и вершин первого на рёбра второго.

Прямое произведение отображений Править

Пусть f — отображение из A в B, а g — отображение из X в Y. Их прямым произведением f×g называется отображение из A×X в B×Y: (f\times g)(a, x) = (f(a), g(x))

Аналогично вышеизложенному, данное определение обобщается на многократные и бесконечные произведения.

См. также Править

be-x-old:Дэкартавы здабытак bg:Декартово произведение cs:Kartézský součineo:Cilindro (algebro)gd:Toradh Cartesach gl:Produto cartesiano he:מכפלה קרטזית hu:Descartes-szorzat is:Faldmengilmo:Cungjuunt prudüit lt:Dekarto sandauga nl:Cartesisch product nn:Kartesisk produkt no:Kartesisk produkt oc:Produch cartesian pl:Iloczyn kartezjański pms:Prodot cartesiansk:Karteziánsky súčin uk:Декартів добуток множин

Викия-сеть

Случайная вики