Викия

Математика

Простой идеал

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

В коммутативном кольце A идеал I называется простым, если факторкольцо по нему A / I является областью целостности. Равносильная формулировка: если I \neq A и из ab\in I следует a\in I или b\in I.

Понятие простого идеала является частным случаем понятия первичного идеала.

Одна из важнейших конструкций коммутативной алгебры, использующих понятие простого идеала — локализация кольца A по простому идеалу I.

Множество всех простых идеалов кольца A образует спектр кольца \mathrm{Spec} A. В его определение также входит описание топологии и структурного пучка локальных колец, превращающие его в аффинную схему — базовый объект алгебраической геометрии.

СвойстваПравить

  • Максимальный идеал I кольца A (т.е. собственный идеал, не содержащийся ни в каком собственном идеале) является простым.
    • Пусть ab\in I, a \notin I. Рассмотрим идеал J=I+aA. Поскольку I максимален, то либо J=I (что невозможно, поскольку a \notin I), либо J=A. Но тогда 1 \in I+aA и значит b \in bI+baA=I.
  • Идеал I прост тогда и только тогда, когда элементы дополнения к нему образуют мультипликативную систему. Подмножество кольца с единицей называется мультипликативной системой, если оно содержит единицу, не содержит нуля и замкнуто по умножению.
  • Теорема отделимости: Пусть в коммутативном кольце A с единицей задан идеал I, не пересекающийся с мультипликативной системой S_0. Тогда существует простой идеал I_0, содержащий I и не пересекающийся с системой S_0.
  • Теорема о радикале: Пересечение всех простых идеалов, содержащих идеал I, совпадает с радикалом идеала I. Радикал идеала I — это множество \sqrt{I}=\{f\in A:\,\exist n\in \mathbb{N} \,\,f^n\in I\}. Оно тоже является идеалом кольца A.
    • Пусть J — простой идеал, содержащий I. Если элемент f принадлежит радикалу \sqrt{I}, значит некоторая его степень принадлежит идеалу I\subset J, значит f не может принадлежать дополнению к J, так как это дополнение — мультипликативная система (если оно содержит f, то содержит и все его степени). Значит f необходимо принадлежит всем простым идеалам, содержащим идеал I.
      Обратно: пусть f не принадлежит радикалу \sqrt{I}. Тогда множество всех его степеней — мультипликативная система, не пересекающаяся с I. По предыдущей теореме существует простой идеал, содержащий I и не содержащий ни одну из степеней элемента f. Значит f не принадлежит всем простым идеалам, содержащим идеал I.

ПримерыПравить

  • В кольце целых чисел A=\mathbb{Z} каждый простой идеал имеет вид pA, где p — простое число.
    • Пусть a \in I — наименьшее положительное число в I. Возьмем произвольное b \in I и поделим с остатком на a : \qquad b = a*g + r, где 0 \leq r<a. В силу выбора a, имеем r = 0, т.е. все элементы I делятся на a. I = a\mathbb{Z}. Положим, теперь, I = pA. Поскольку из ab\in pA должно следовать a\in pA или b\in pA, то p — простое число.
  • В кольце многочленов от одной переменной A=\mathbb{R}[x] каждый простой идеал имеет вид pA, где p — неприводимый над \mathbb{R} многочлен.
  • В кольце многочленов A=\mathbb{Q}[x,y] множество I=xA+yA является простым идеалом.
    • Любой элемент a\in \mathbb{Q}[x,y] можно представить в виде a=a_0+a_1x+a_2y, где a_1,a_2\in \mathbb{Q}[x,y] — некоторые многочлены, a_0\in \mathbb{Q} определено однозначно элементом a. Условие ab\in I равносильно тогда условию a_0b_0=0, откуда следует либо a_0=0, либо b_0=0.

ИсточникиПравить

Викия-сеть

Случайная вики