Викия

Математика

Признак Паскаля

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

При́знак Паска́ля — метод, позволяющий получить признаки делимости на любое число. Своего рода «универсальный признак делимости».

Общий вид Править

Пусть есть натуральное число ~A записываемое в десятичной системе счисления как \overline{a_na_{n-1}\ldots a_2a_1a_0}, где \!a_0 — единицы, \!a_1 — десятки и т. д.

Пусть ~m — произвольное натуральное число, на которое мы хотим делить и выводить признак делимости на него.

Находим ряд остатков по следующей схеме:

\!r_1 — остаток от деления ~10 на ~m
\!r_2 — остаток от деления 10\cdot r_1 на ~m
\!r_n — остаток от деления 10\cdot r_{n-1} на ~m.

Формально:

r_1\equiv 10\pmod m
r_i\equiv 10\cdot r_{i-1}\pmod m, \; i=\overline{2...n}

Так как остатков конечное число (а именно ~m), то этот процесс зациклится (не позже, чем через ~m шагов) и дальше можно его не продолжать: Начиная с некоторого i=i_0:~r_{i+p}=r_i, где ~p — получившийся период последовательности ~\{r_i\}. Для единообразия можно принять, что ~r_0=1.

Тогда ~A имеет тот же остаток от деления на ~m, что и число

r_n\cdot a_n + \ldots + r_2\cdot a_2 + r_1\cdot a_1 + a_0.

Основные частные случаи Править

Признак делимости на 2 Править

Здесь \!m=2. Так как 10~\vdots~2, то ~r_0=1,~r_i=0,~i\in\mathbb{N}. Отсюда получаем известный признак: остаток от деления числа на 2 равен остатку от деления его последней цифры на 2, или обычно: число делится на 2, если его последняя цифра чётна.

Признаки делимости на 3 и 9 Править

Здесь \!m=3 или \!m=9. Так как 10^i\equiv 1 (mod\ 3), i\in\mathbb{N} (остаток от деления 10 как на 3, так и на 9 равен 1), то все ~r_i=1. Значит, остаток от деления числа на 3 (или на 9) равен остатку от деления его суммы цифр на 3 (соответственно, 9), или иначе: число делится на 3 (или 9), если его сумма цифр делится на 3 (или 9).

Признак делимости на 4 Править

Здесь ~m=4. Находим последовательность остатков: ~r_0=1,~r_1=2,~r_i=0,~i\in\mathbb{N}. Отсюда получаем признак: остаток от деления числа на 4 равен остатку от деления ~2 \cdot a_1 + a_0 на 4, или, заметив, что остаток зависит только от 2 последних цифр: число делится на 4, если число, состоящее из 2 его последних цифр, делится на 4.

Признак делимости на 5 Править

Здесь ~m=5. Так как 10~\vdots ~5, то ~r_0=1,~r_i=0,~i\in\mathbb{N}. Отсюда получаем известный признак: остаток от деления числа на 5 равен остатку от деления его последней цифры на 5, или обычно: число делится на 5, если его последняя цифра — 0 или 5.

Признак делимости на 7 Править

Здесь \!m=7. Находим остатки.

  1. 10 = 1\cdot 7 + 3 \Rightarrow r_1 = 3
  2. 10\cdot r_1 = 4\cdot 7 + 2 \Rightarrow r_2 = 2
  6. 10\cdot r_5 = 7\cdot 7 + 1 \Rightarrow r_6 = 1 = r_0, цикл замкнулся.

Следовательно, для любого числа

A=\overline{a_na_{n-1}\ldots a_2a_1a_0}

его остаток от деления на 7 равен

a_0 + 3a_1 + 2a_2 + 6a_3 + 4a_4 + 5a_5 + a_6 + \ldots.

Пример.

Рассмотрим число 48916. По доказанному выше,

48916\equiv 6 + 3\cdot 1 + 2\cdot 9 + 6\cdot 8 + 4\cdot 4=
6+3+18+48+16=91 \equiv 0 (mod\ 7),

а значит, 48916 делится на 7.

Признак делимости на 11 Править

Здесь \!m=11. Так как 10^{2n}=99\cdot 101\ldots 01+1\equiv 1 (mod\ 11), то все ~r_{2i}=1, а r_{2i-1}=10\equiv -1 (mod\ 11). Отсюда можно получить простой признак делимости на 11: остаток от деления числа на 11 равен остатку от деления его суммы цифр, где каждая нечётная (начиная с единиц) цифра взята со знаком «—», на 11. Проще говоря: если разбить все цифры числа на 2 группы — через одну цифру (в одну группу попадут все цифры с нечётными позициями, в другую — с чётными), сложить все цифры в каждой группе и вычесть две полученные суммы друг из друга, то остаток от деления на 11 результата будет такой же, что и у первоначального числа.

ЛитератураПравить

Шаблон:Нет интервики

Викия-сеть

Случайная вики