Викия

Математика

Признаки делимости

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

При́знак дели́мости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление. Как правило, основано на действиях с частью цифр из записи числа в позиционной системе счисления (обычно десятичной).

Существуют несколько простых правил, позволяющих найти малые делители числа в десятичной системе счисления:

  • Число делится на 2 тогда и только тогда, когда последняя цифра делится на 2 (т.е. чётная).
  • Число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма цифр делится на 3 (т. к. все числа вида 10^n при делении на 3 дают в остатке единицу.).
  • Число делится на 4 тогда и только тогда, когда число из двух последних цифр делится на 4.
  • Число делится на 5 тогда и только тогда, когда последняя цифра делится на 5 (т.е. равна 0 или 5).
  • Число делится на 6 тогда и только тогда, когда оно делится на 2 и на 3 (т.е. оно чётное и сумма его цифр делится на три).
  • Число делится на 7 тогда и только тогда, когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7 (т. н. 364 делится на 7 т. к. 36-2*4 = 28 делится на 7).
  • Число делится на 8 тогда и только тогда, когда число из трех последних цифр делится на 8.
  • Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма цифр делится на 9.
  • Число делится на 10 тогда и только тогда, когда последняя цифра — ноль.
  • Число делится на 11 тогда и только тогда, когда сумма цифр с чередующимися знаками делится на 11 (т. е. 182919 делится на 11 т. к. 1-8+2-9+1-9 = −22 делится на 11 (т. к. все числа вида 10^n при делении на 11 дают в остатке 1 или -1.).
  • Число делится на 12 тогда и только тогда, когда оно делится на 3 и на 4.
  • Число делится на 13 тогда и только тогда, когда результат вычитания последней цифры умноженной на 9 из этого числа без последней цифры делится на 13 (т. н. 858 делится на 13 т. к. 85-9*8 = 13 делится на 13).
  • Число делится на 25 тогда и только тогда, когда две последние цифры делятся на 25 (без остатка).
  • Число делится на 1001 тогда и только тогда, когда оно делится на 7, 11 и 13. Если любое трёхзначное число умножить на 1001, то оно повторится ещё 1 раз. Например: 101*1001=101101.

Викия-сеть

Случайная вики