Викия

Математика

Правило Лопиталя

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

В математическом анализе правилом Лопита́ля называют метод нахождения пределов функций, раскрывающий неопределённости вида 0/0 и \infty/\infty. Обосновывающая метод теорема утверждает, что при некоторых условиях предел отношения функций равен пределу отношения их производных.

Точная формулировка Править

Правило говорит, что если функции f(x) и g(x) обладают следующим набором условий:

  1. \lim_{x\to a+}{f(x)}=\lim_{x\to a+}{g(x)}=0 или \infty;
  2. \exists \lim_{x\to a+}{\frac{f'(x)}{g'(x)}};
  3. g(x)\neq 0 в некоторой окрестности точки a,

тогда существует \lim_{x\to a+}{\frac{f(x)}{g(x)}} = \lim_{x\to a+}{\frac{f'(x)}{g'(x)}}. При этом теорема верна и для других баз (для указанной будет приведено доказательство).

История Править

Способ раскрытия такого рода неопределённостей был опубликован Лопиталем в его сочинении «Анализ бесконечно малых», изданном в 1696 году. В предисловии к этому сочинению Лопиталь указывает, что без всякого стеснения пользовался открытиями Лейбница и братьев Бернулли и «не имеет ничего против того, чтобы они предъявили свои авторские права на все, что им угодно». Иоганн Бернулли предъявил претензии на все сочинение Лопиталя целиком и в частности после смерти Лопиталя опубликовал работу под примечательным названием «Усовершенствование моего опубликованнного в „Анализе бесконечно малых“ метода для определения значения дроби, числитель и знаменатель которой иногда исчезают», 1704.

Доказательство Править

1. Докажем теорему для случая, когда пределы функций равны нулю (т. н. неопределённость вида \left(\frac{0}{0}\right)).

Поскольку мы рассматриваем функции f и g только в правой проколотой полуокрестности точки a, мы можем непрерывным образом их доопределить в этой точке: пусть f(a)=g(a)=0. Возьмём некоторый x из рассматриваемой полуокрестности и применим к отрезку [a,\;x] теорему Коши. По этой теореме получим:

\exists c \in [a,x]\!:\frac{f(x)-f(a)}{g(x)-g(a)}=\frac{f'(c)}{g'(c)},

но f(a)=g(a)=0, поэтому \forall x\, \exists c \in [a,\;x]\!:\frac{f(x)}{g(x)}=\frac{f'(c)}{g'(c)}.

Дальше, записав определение предела отношения производных и обозначив последний через A, из полученного равенства выводим:

\forall \varepsilon>0\, \exists \delta>0\, \forall x(x-a<\delta\Rightarrow \left|\frac{f(x)}{g(x)}-A\right|<\varepsilon) для конечного предела и
\forall M > 0\, \exists \delta>0\, \forall x(x-a<\delta\Rightarrow \left|\frac{f(x)}{g(x)}\right| > M) для бесконечного,

что является определением предела отношения функций.

2. Докажем теорему для неопределённостей вида \left(\frac{\infty}{\infty}\right).

Пусть, для начала, предел отношения производных конечен и равен A. Тогда, при стремлении x к a справа, это отношение можно записать как A+\alpha, где \alphaO(1). Запишем это условие:

\forall\varepsilon_{1}\, \exists \delta_{1}\, \forall x(x-a<\delta_{1}\Rightarrow \alpha(x)<\varepsilon_{1}).

Зафиксируем t из отрезка [a,\;a+\delta_1] и применим теорему Коши ко всем x из отрезка [a,\;t]:

\forall x\in [a;t]\ \exists c\in [a;\;x]\!:\frac{f(x)-f(t)}{g(x)-g(t)}=\frac{f'(c)}{g'(c)}, что можно привести к следующему виду:
\frac{f(x)}{g(x)}=\frac{1-\frac{g(t)}{g(x)}}{1-\frac{f(t)}{f(x)}}\cdot\frac{f'(c)}{g'(c)}.

Для x, достаточно близких к a, выражение имеет смысл; предел первого множителя правой части равен единице (так как f(t) и g(t)константы, а f(x) и g(x) стремятся к бесконечности). Значит, этот множитель равен 1+\beta, где \beta — бесконечно малая функция при стремлении x к a справа. Выпишем определение этого факта, используя то же значение \varepsilon, что и в определении для \alpha:

\forall \varepsilon_{1}\, \exists \delta_{2}\, \forall x(x-a<\delta_{2}\Rightarrow \beta(x)<\varepsilon_{1}).

Получили, что отношение функций представимо в виде (1+\beta)(A+\alpha), и \left|\frac{f(x)}{g(x)}-A\right|<|A|\varepsilon_{1}+\varepsilon_{1}+\varepsilon_{1}^{2}. По любому данному \varepsilon можно найти такое \varepsilon_{1}, чтобы модуль разности отношения функций и A был меньше \varepsilon, значит, предел отношения функций действительно равен A.

Если же предел A бесконечен (допустим, он равен плюс бесконечности), то

\forall M>0\, \exists \delta_{1}>0\, \forall x(x-a<\delta_{1}\Rightarrow\frac{f'(x)}{g'(x)}>2M).

В определении \beta будем брать \varepsilon_{1} < \frac{1}{2}; первый множитель правой части будет больше 1/2 при x, достаточно близких к a, а тогда \frac{f(x)}{g(x)}>\frac{1}{2}\cdot 2M=M\Rightarrow \lim_{x\to a+}{\frac{f(x)}{g(x)}}=+\infty.

Для других баз доказательства аналогичны приведённым.

Примеры Править

  • \lim_{x \to 0}\frac{x^2+5x} {3x} = \lim_{x \to 0}\frac{2x+5} {3} = \frac{5} {3}=1\frac{2}{3}
  • \lim_{x \to \infty}\frac{x^3+4x^2+7x+9} {x^3+3x^2}
    Здесь можно применить правило Лопиталя 3 раза, а можно поступить иначе. Можно разделить и числитель, и знаменатель на x в наибольшей степени(в нашем случае x^3). В этом примере получается:
    \lim_{x \to \infty}\frac{1+4/x+7/x^2+9/x^3} {1+3/x} = \frac{1} {1} = 1
  • \lim_{x\to+\infty}{\frac{e^{x}}{x^{a}}}=\lim_{x\to+\infty}{\frac{e^{x}}{a\cdot x^{a-1}}}=\ldots=\lim_{x\to+\infty}{\frac{e^{x}}{a!}}=+\infty;
  • \lim_{x\to+\infty}{\frac{x^{a}}{\ln{x}}}=\lim_{x\to+\infty}{\frac{ax^{a-1}}{\frac{1}{x}}}=a\cdot\lim_{x\to+\infty}{x^{a}}=+\infty при a>0.

ar:قاعدة اوبيتال ca:Regla de L'Hôpital cs:L'Hospitalovo pravidlo da:L'Hôpitals regeleu:L'Hopitalen erregelahe:כלל לופיטל hu:L’Hospital-szabály is:Regla l'Hôpitalsla:Hospitalii regula nl:Regel van L'Hôpital pl:Reguła de l'Hospitalasl:L'Hôpitalovo pravilo sr:Лопиталово правило sv:L'Hôpitals regel th:หลักเกณฑ์โลปีตาลправило Лопиталя

Викия-сеть

Случайная вики