Викия

Математика

Порядковое число

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Порядковое число, или трансфинитное число, или ординал в теории множеств — некоторое обобщение понятия натурального числа «за пределы бесконечности». Впервые введены Георгом Кантором в 1897 году с целью классификации вполне упорядоченных множеств. Играют ключевую роль в доказательстве многих теорем теории множеств, в особенности в связи со связанным с ними принципом трансфинитной индукции.

Определение Править

Порядковые числа допускают различные варианты в том или ином смысле эквивалентных определений. Одна из современных формулировок определения порядкового числа по Фон Нейману выглядит следующим образом:

  • Назовём множество транзитивным, если каждый элемент x является подмножеством x: \mathrm{Trans}(x) \rightleftharpoons \forall t (t \in x \rightarrow t \subseteq x).
  • Удовлетворяющее аксиоме фундирования множество называется ординалом, или порядковым числом, если оно само и каждый его элемент транзитивны: \mathrm{Ord}(x) \rightleftharpoons \mathrm{Trans}(x) \wedge \forall t (t \in x \rightarrow  \mathrm{Trans}(t)).

Заметим, что аксиома фундирования существенно используется в этом определении, что необходимо учитывать при работе с аксиоматическими системами, отличными от системы Цермело-Френкеля.

Свойства Править

  • Если \alpha — порядковое число, то каждый элемент \alpha — порядковое число.
  • \varnothing — порядковое число.
  • Если \alpha — порядковое число, то \alpha \cup \{ \alpha \} — порядковое число (терм \alpha \cup \{ \alpha \} обозначают при этом как \alpha  + 1).
  • Множество натуральных чисел \omega — порядковое число, множества \omega + 1, \omega + 2, \omega + \omega… — порядковые числа.
  • Всякое множество x порядковых чисел вполне упорядочено по отношению \in, при этом \bigcap x — наименьший элемент любого множества порядковых чисел, \bigcup x — порядковое число, большее или равное любому из чисел во множестве x.
  • Не существует множества всех порядковых чисел. Иначе говоря, совокупность всех порядковых чисел является собственно классом.

Арифметика ординалов Править

См. также Править

Литература Править

ar:رقم ترتيبي

ca:Nombre ordinal cs:Ordinální číslo da:Ordinaltaleo:Numeroio:Ordinala nombro is:Raðtalahe:מספר סודר hu:Rendszám (halmazelmélet) nl:Rangtelwoordpl:Liczby porządkowesimple:Ordinal number sl:Ordinalno število sv:Ordinaltal

Викия-сеть

Случайная вики