Викия

Математика

Оператор (математика)

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Опера́тор (позднелат. operator — работник, исполнитель, от operor — работаю, действую) — то же, что отображение.

Термин оператор встречается в разных разделах математики, его точное значение зависит от раздела. Как правило, под операторами понимают какие-то особые (для данной области математики) отображения, например в функциональном анализе под операторами понимают отображение ставящее в соответствие функции другую функцию («оператор на пространстве функций» звучит лучше, чем «функция от функции»).

Наиболее часто встречающиеся операторы:

  • Функциональный анализ: Операторы на пространствах функций (дифференцирование, интегрирование, свертка с ядром, преобразование Фурье).
  • Линейная алгебра: Отображения (в особенности линейные) векторных пространств (проекторы, повороты координат, гомотетии, умножения вектора на матрицу).
  • Дискретная математика: Преобразование последовательностей (свертки дискретных сигналов, медианный фильтр и т. п.).

Основная терминология Править

Пусть оператор A действует из множества X в множество Y.

Простые примеры Править

Оператор, действующий над пространствами функций — это правило, согласно которому одна функция преобразуется в другую. Преобразование функции x(t) согласно правилу A в другую функцию y(t) выглядит: y(t) = A{x(t)} или, проще, y = Ax. Примерами подобных преобразований могут быть, например, домножение на число: y(t) = cx(t), дифференцирование: y(t) = {dx(t) \over dt} и т. д. Получаем операторы дифференцирования, интегрирования, решения дифференциального уравнения и т. д.

Определяя оператор, мы рассматривали только преобразование функции x(t) в другую функцию y того же аргумента t. Такое сохранение аргумента при определении оператора вовсе не является обязательным: оператор может преобразовывать функцию одного аргумента в функцию другого аргумента, например:

y(t) ={ \int_0^t x(\tau)\,d{\tau}}

или Преобразование Фурье из временной в частотную область:

F(\omega) = \mathcal{F} \{ f(t) \}.

Отличие оператора от простой суперпозиции функций в данном случае заключается в том, что значение функции y, вообще говоря, в каждой точке t зависит не только от x(t), а от значений функции x во всех точках t. Поясним на примере преобразования Фурье. Значение этого преобразования (спектр функции) в точке \omega меняется при изменении исходной функции в любой точке t.

Еще в качестве примера оператора можно привести операцию умножения вектора длины n на матрицу размером m \times n. Этот оператор отображает n-мерное пространство векторов в m-мерное.

Изучением общих свойств операторов и применением их к решению различных задач занимается теория операторов. Например, оказывается, что у оператора умножения вектора на матрицу и оператора свертки функции с весом есть много общих свойств.

Фундаментальным для практики является класс так называемых линейных операторов. Он также является наиболее исследованным.

Линейные операторы Править

См. также основную статью Линейное отображение.

Оператор L (действующий из векторного пространства в векторное же) называется линейным однородным (или просто линейным), если он обладает следующими свойствами:

1) может применяться почленно к сумме аргументов:

L(x_1+x_2) = L(x_1) + L(x_2);

2) скаляр (постоянную величину) с можно выносить за знак оператора:

L(cx) = cL(x);

Из 2) следует, что для линейного однородного оператора справедливо свойство L(0) = 0.

Примеры линейных однородных операторов:

  • оператор дифференцирования: L(x(\cdot)) = y(t) = {dx(t) \over dt};
  • оператор интегрирования: y(t) = \int_0^t x(\tau)\,d{\tau};
  • оператор умножения на определённую функцию φ(t): y(t) = φ(t)x(t);
  • оператор интегрирования с заданным «весом» φ(t): y(t) = \int_0^t x(\tau){\phi}(\tau)\,d{\tau}
  • оператор взятия значения функции f в конкретной точке x_0: L(f) = f(x_0);
  • оператор умножения вектора на матрицу: b= Ax.

Оператор L называется линейным неоднородным, если он состоит из линейного однородного оператора с прибавлением некоторого фиксированного элемента:

L{x} = L0{x} + φ,

где L0 — линейный однородный оператор. Примеры линейных неоднородных операторов:

где φ(t), φ1(t), φ2(t) — вполне определённые функции, а x(t) — преобразуемая оператором функция.

В случае преобразования дискретных функций (последовательностей, векторов) линейные операторы характеризуются тем, что для них yk являются линейными функциями от xk:

yk = \sum_{k=1}^n T_{kl}\,x_l.

Коэффициенты Tkl образуют матрицу. Если {yk} рассматривают как векторы, то оператор называется тензором. В этом случае пишут \mathfrak{b} = \mathfrak{Ta}.

В более общем случае непрерывных функций двумерная матрица весов принимает вид функции двух переменных K(t, ω), и называется ядром линейного интегрального преобразования:

φ(t) = \int_V K(t,\omega)f(\omega)\,d{\omega} = Kf(ω).

Функция-операнд f(ω) в данном случае называется спектральной функцией. Спектр может быть и дискретным, тогда f(ω) заменяется вектором W. В этом случае φ(t) представимо (бес~)конечным рядом функций:

φ(t) = \sum_{i=1}^n T_i(t)w_i.

Единичный оператор Править

Частный случай линейного оператора, возвращающий операнд в неизменном виде:

Ea = a,

то есть как матричный оператор определяется равенством

\sum_k E_{ik}\,a_k = a_i

и как интегральный оператор — равенством

\int_\alpha^\beta E(x,t)a(t)\,dt = a(x).

Единичная матрица Eik записывается большей частью с помощью символа δik = δki (символ Кронекера). Имеем: δik = 1 при i = k и δik = 0 при ik.

Единичное ядро E(x,t) записывается в виде δ(xt) = δ(tx) (дельта-функция). δ(xt) = 0 всюду, кроме x = t, где функция становится бесконечной и притом такой, что

\int_\alpha^\beta \delta(x-t)\,dt = 1.

Запись Править

В математике и технике широко применяется условная форма записи операторов, аналогичная алгебраической символике. Такая символика в ряде случаев позволяет избежать сложных преобразований и записывать формулы в простой и удобной форме. Аргументы оператора называются операндами, число операндов называется арностью оператора (например, одинарный, бинарный). Написание операторов можно систематизировать следующим образом:

  • префиксная: где первым идёт оператор и операнды следом, например:
Q(x1, x2,…,xn);
  • постфиксная: если символ оператора следует за операндами, например:
(x1, x2,…,xn) Q;
  • инфиксная: оператор вставляется между операндами, применяется преимущественно с двоичными операторами:
x1 Q x2
  • позиционная: знак оператора опускается, оператор присутствует неявно. Чаще всего не пишется оператор произведения (переменных, численного значения на физическую единицу, матриц, композиция функций), например, 3 кг. Такая способность одного оператора действовать над разнородными сущностями достигается перегрузкой операторов;
  • подстрочная или надстрочная слева или справа; главным образом используется для операций возведения в степень и выбора элемента вектора по индексу.

Как можно заметить, запись оператора часто принимает сокращённую форму от общепринятой записи функций. При использовании префиксной или постфиксной записи скобки опускаются в большинстве случаев, если известна арность оператора. Так, одинарный оператор Q над функцией f обычно для краткости записывается Qf вместо Q(f); скобками пользуются для ясности, например, операция над произведением Q(fg). Q, действующий на f(x), также записывают (Qf)(x). Для обозначения некоторых операторов вводятся спецзнаки, например, унарные n! (факториал '!', справа от операнда), -n (отрицание, слева) или каллиграфические символы, как в случае с Фурье-преобразованием функции \mathcal{F} \{ f(t) \}. Возведение в степень nx можно считать бинарным оператором двух аргументов либо степенной или показательной функцией одного аргумента.

См. также Править

Литература Править

  • Вентцель Е. С. Теория вероятностей — 1998, стр. 388—390
  • Маделунг Э. Математический аппарат физики — стр. 34
  • (1995) Оператор. Математический энциклопедический словарь. Гл. ред. Ю. В. Прохоров. М.: «Большая российская энциклопедия».

ca:Operador matemàtiche:אופרטורnl:Operatorsv:Operator

Викия-сеть

Случайная вики