Викия

Математика

Обучение без учителя

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Обучение без учителя (Шаблон:Lang-en) — один из разделов машинного обучения. Изучает широкий класс задач обработки данных, в которых известны только описания множества объектов (обучающей выборки), и требуется обнаружить внутренние взаимосвязи, зависимости, закономерности, существующие между объектами.

Обучение без учителя часто противопоставляется обучению с учителем, когда для каждого обучающего объекта задаётся «правильный ответ», и требуется найти зависимость между объектами и ответами.

Типология задач обучения без учителя Править

Типы входных данных Править

  • Признаковое описание объектов. Каждый объект описывается набором своих характеристик, называемых признаками. Признаки могут быть числовыми или нечисловыми.
  • Матрица расстояний между объектами. Каждый объект описывается расстояниями до всех остальных объектов обучающей выборки.

Типы задач обучения без учителя Править

Задачи кластеризации Править

Выборка объектов разбивается на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Исходная информация представляется в виде матрицы расстояний.

Методы решения

Кластеризация может играть вспомогательную роль при решении задач классификации и регрессии (относящихся к категории обучения с учителем). Идея заключается в том, чтобы сначала разбить выборку на кластеры, затем к каждому кластеру применить какой-нибудь совсем простой метод, например, приблизить целевую зависимость константой.

Методы решения

Задачи поиска правил ассоциации Править

Исходная информация представляется в виде признаковых описаний. Задача состоит в том, чтобы найти такие наборы признаков, и такие значения этих признаков, которые особенно часто (неслучайно часто) встречаются в признаковых описаниях объектов.

Методы решения

Задача восполнения пропущенных данных Править

Исходная информация представляется в виде признаковых описаний. Значения некоторых признаков для некоторых объектов могут отсутствовать. Такие случаи часто возникают на практике. Например, экпериментатор может не записать результат наблюдения; респондент может отказаться отвечать на вопрос анкеты; пациент может не пройти данный вид обследования; и т. д. Однако многие методы анализа данных требуют, чтобы входная матрица признаковых описаний была заполнена полностью. Для заполнения отсутствующих значений часто применяют следующий подход. Считая данный признак целевым, строят алгоритм, прогнозирующий его значение в зависимости от других признаков. Пропущенные значения заполняют прогнозами. Эта операция проделывается со всеми признаками, имеющими пропущенные значения. Данная задача решается методами обучения с учителем: если признак количественный, приеняются методы восстановления регрессии; если признак качественный (номинальный), приеняются методы классификации.

Задачи сокращения размерности Править

Исходная информация представляется в виде признаковых описаний, причём число признаков может быть достаточно большим. Задача состоит в том, чтобы представить эти данные в пространстве меньшей размерности, по возможности, минимизировав потери информации.

Методы решения

Задачи визуализации данных Править

Некоторые методы кластеризации и снижения размерности строят представления выборки в пространстве размерности два. Это позволяет отображать многомерные данные в виде плоских графиков и анализировать их визуально, что способствует лучшему пониманию данных и самой сути решаемой задачи.

Методы решения

Некоторые приложения Править

Литература Править

  1. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных. — М.: Финансы и статистика, 1983.
  2. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. — М.: Финансы и статистика, 1985.
  3. Айвазян С. А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика, 1989.
  4. Журавлев Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание». Математические методы. Программная система. Практические применения. — М.: Фазис, 2006. ISBN 5-7036-0108-8.
  5. Загоруйко Н. Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. — Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999. ISBN 5-86134-060-9.
  6. Мандель И. Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1988. ISBN 5-279-00050-7.
  7. Шлезингер М., Главач В. Десять лекций по статистическому и структурному распознаванию. — Киев: Наукова думка, 2004. ISBN 966-00-0341-2.
  8. Hastie T., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning. — Springer, 2001. ISBN 0-387-95284-5.

Категории Править

th:การเรียนรู้แบบไม่มีผู้สอน

vi:Học không có giám sát

Викия-сеть

Случайная вики