Викия

Математика

Неравенство Крамера — Рао

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

В математической статистике неравенством Краме́ра — Ра́о (в честь Гаральда Крамера и К. Р. Рао) называется неравенство, которое при некоторых условиях на статистическую модель даёт нижнюю границу для дисперсии оценки неизвестного параметра, выражая её через информацию Фишера.

Формулировка Править

Пусть дана статистическая модель (X,\,B,\,P_\theta), x = (x_1,\dots,\,x_n)выборка размера n, определена функция правдоподобия L(\theta,\,x) = L(\theta,\;x_1,\,x_2,\dots\,x_n) и выполнены следующие условия (условия регулярности):

\frac{\partial}{\partial \theta} \int\limits_X \widehat{\theta}(x)\, L(\theta,\,x)\, dx = \int\limits_X \widehat{\theta}(x)\, \frac{\partial}{\partial \theta} L(\theta,\,x)\, dx.

Пусть при этих условиях дана статистика \widehat{\theta}(x), которая оценивает дифференцируемую функцию \tau(\theta), причём смещение \mathrm{M}_\theta \widehat{\theta}(x) - \tau(\theta) равно дифференцируемой функции b(\theta). Тогда справедливы следующие утверждения:

  • \mathrm{D}_\theta \big(\widehat{\theta}(x) - \tau(\theta) - b(\theta)\big)\geqslant\frac{\big(\tau'(\theta) + b'(\theta)\big)^2}{I_n(\theta)};
  • равенство достигается тогда и только тогда, когда \widehat{\theta}(x) - \tau(\theta) - b(\theta) представляется в виде a(\theta) U(\theta,\,x).

Здесь I_n(x)информация Фишера.

Частный случай Править

Часто используется следующая, более слабая версия неравенства. Пусть выполнены условия регулярности, а \widehat{\theta}(x)несмещённая оценка параметра \theta. Тогда неравенство выглядит так:

\mathrm{D}_\theta\,\widehat{\theta}(x)\geqslant\frac{1}{I_n(\theta)}.

Этот случай получается из первого, если взять \tau(\theta) = \theta и b(\theta) = 0.

Применение Править

Оценка параметра называется эффективной, если для неё неравенство Крамера — Рао обращается в равенство. Таким образом, неравенство может быть использовано для доказательства того, что диперсия данной оценки наименьшая из возможных, то есть что данная оценка в некотором смысле лучше всех остальных.

Викия-сеть

Случайная вики