Викия

Математика

Неприводимый многочлен

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Неприводимый многочленмногочлен, неразложимый на нетривиальные (неконстантные) многочлены. В кольце многочленов неприводимые многочлены играют роль сходную с простыми числами в кольце целых чисел.

Общее определениеПравить

Неприводимый многочлен над полем kмногочлен p(x_1,x_2,..,x_n) от n переменных над полем k, являющийся простым элементом кольца k[x_1,x_2,..,x_n], то есть непредставимый в виде произведения p=qr, где q и r ― многочлены с коэффициентами из k, отличные от константы. Многочлен называется абсолютно неприводимым, если он неприводим над алгебраическим замыканием поля коэффициентов. Абсолютно неприводимые многочлены одной переменной ― это многочлены 1-й степени и только они. В случае нескольких переменных существуют абсолютно неприводимые многочлены сколь угодно высокой степени, например любой многочлен вида

p(x_1,x_2,..,x_{n-1})+x_n

абсолютно неприводим.

СвойстваПравить

  • Кольцо многочленов k[x_1,x_2,..,x_n] факториально: любой многочлен разлагается в произведение неприводимых многочленов, причем это разложение определено однозначно с точностью до постоянных множителей.
  • Над полем вещественных чисел любой неприводимый многочлен одной переменной имеет степень 1 или 2, причем многочлен 2-й степени неприводим тогда и только тогда, когда он имеет отрицательный дискриминант.
  • Над любым полем алгебраических чисел существуют неприводимый многочлен сколь угодно высокой степени; например, многочлен x^n+px+p, где n>1 и p ― некоторое простое число, неприводим в силу критерия Эйзенштейна.
  • Если k = F_qконечное поле из q элементов, а n - натуральное число, то существует хотя бы один неприводимый многочлен степени n из k[x].
  • Предположим Aцелозамкнутое кольцо с полем частных k (например A=\Z и k=\mathbb Q) и p\in A[x] ― многочлен одной переменной со старшим коэффициентом 1, тогда p=qr в k[x], причем q и r имеют старший коэффициент 1, то q,r\in A[x].
  • Редукционный критерий неприводимости. Пусть задан гомоморфизм областей целостности \sigma:A\to B. Если степень многочлена \sigma(p) совпадает со степенью многочлена p и \sigma(p) неприводим над полем частных области B, то не существует разложения p=qr, где p, r\in A[x] и отличны от константы.
    • Например, многочлен p со старшим коэффициентом 1 прост в \Z[x] (и, следовательно, неприводим в \mathbb Q[x]), если прост многочлен \sigma(p), полученный из p редукцией коэффициентов по модулю простого числа.

ЛитератураПравить

  • Вандер Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 1976;
  • Ленг С, Алгебра, пер. с англ., М., 1968;
  • Зарисский О., Самюэль П., Коммутативная алгебра, пер. с англ., т. 1―2, М., 1963.he:פולינום אי פריקpl:Wielomian nierozkładalny

Викия-сеть

Случайная вики