Викия

Математика

Метод секущих

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Шаблон:Тупиковая статья В качестве функции  {\lambda}(x) берут любую постоянную  {\lambda}_0, знак которой совпадает со знаком производной  f'(x) в окрестности  E (и, в частности, на отрезке, соединяющем  x_0 и  x^*). Постоянная  {\lambda}_0 не зависит также и от номера шага . Тогда формула итераций оказывается очень проста:

\displaystyle x_{i+1}=x_i-{\lambda}_0f(x_i),

и на каждой итерации нужно один раз вычислить значение функции  f(x). Выясним смысл этой формулы, а также смысл условия о совпадении знаков  f' и  {\lambda}_0. Рассмотрим прямую, проходящую через точку  (x_i;f(x_0)) на графике  y=f(x) с угловым коэффициентом \tan\nolimits\alpha=\frac{1}\lambda_0. Тогда уравнением этой прямой будет

\displaystyle y=f(x_i)+\dfrac{1}{{\lambda}_0}(x-x_i).

Найдём точку пересечения этой прямой с осью  Ox из уравнения

\displaystyle f(x_i)+\dfrac{1}{{\lambda}_0}(x-x_i)=0,

откуда  x=x_i-{\lambda}_0f(x_i)=x_{i+1}. Следовательно, эта прямая пересекает ось  Ox как раз в точке следующего приближения. Тем самым получаем следующую геометрическую интерпретацию последовательных приближений. Начиная с точки  x_0, через соответствующие точки графика  y=f(x) проводятся секущие с угловым коэффициентом  k=\dfrac{1}{{\lambda}_0} того же знака, что производная  f'(x_0). (Заметим, что, во-первых, значение производной вычислять не обязательно, достаточно лишь знать, убывает функция  f(x) или возрастает; во-вторых, что прямые, проводимые при разных  x_i, имеют один и тот же угловой коэффициент  k и, следовательно, параллельны друг другу.) В качестве следующего приближения к корню берётся точка пересечения построенной прямой с осью  Ox.

Файл:Xy.png

Рис. Последовательные итерации метода секущих

На чертеже слева изображены итерации при  f'(x)>0, в случае  k=\dfrac{1}{{\lambda}_0}<f'(x_0) и в случае  k=\dfrac{1}{{\lambda}_0}>f'(x_0). Мы видим, что в первом случае меняющаяся точка  x_i уже на первом шаге "перепрыгивает" по другую сторону от корня  x^*, и итерации начинают приближаться к корню с другой стороны. Во втором случае последовательные точки  x_i приближаются к корню, оставаясь всё время с одной стороны от него. (Исследуйте сами, как выглядит процесс в случае  f'(x)<0, то есть когда функция  f(x) убывает.)

Достаточное условие сходимости, таково:

\displaystyle \vert{\varphi}'(x)\vert=\vert 1-{\lambda}_0f'(x)\vert\leqslant {\gamma}<1.

Это неравенство можно записать в виде

\displaystyle -{\gamma}+1\leqslant {\lambda}_0f'(x)\leqslant {\gamma}+1,

откуда получаем, что сходимость гарантируется, когда, во-первых,

\displaystyle {\lambda}_0f'(x)>0,

так как  -{\gamma}+1>0 (тем самым проясняется смысл выбора знака числа  {\lambda}_0), а во-вторых, когда  {\lambda}_0f'(x)<2 при всех  x на всём рассматриваемом отрезке, окружающем корень. Это второе неравенство заведомо выполнено, если

\displaystyle \vert k\vert=\dfrac{1}{\vert{\lambda}_0\vert}>\dfrac{M_1}{2},

где  M_1=\max\limits_{x}\vert f'(x)\vert. Таким образом, угловой коэффициент  k не должен быть слишком мал по абсолютной величине: при малом угловом коэффициенте уже на первом шаге точка  x_1 может выскочить из рассматриваемой окрестности корня  x^*, и сходимость итераций к корню может быть нарушена.

Викия-сеть

Случайная вики