Викия

Математика

Медиана (статистика)

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Медиана (50-й перцентиль, квантиль 0,5) — возможное значение признака, которое делит ранжированную совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % «нижних» единиц ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а «верхние» 50 % — значения признака не меньше, чем медиана.

Типичный пример Править

Предположим, что в одной комнате оказалось 19 бедняков и один миллиардер. Каждый кладет на стол деньги из своего кармана. По пять долларов кладет каждый бедняк, а миллиардер — $1 млрд (109). В сумме получается $1 000 000 095. Если мы разделим деньги равными долями на 20 человек, то получим $50 000 004,95. Это будет среднее арифметическое значение суммы наличных, которая была у всех 20 человек в этой комнате.

Медиана в этом случае будет равна $5 (полусумма десятого и одиннадцатого, срединных значений ранжированного ряда). Можно интерпретировать это следующим образом. Разделив нашу компанию на две равные группы по 10 человек, мы можем утверждать, что в первой группе каждый положил на стол не больше $5, во второй же не меньше $5. В общем случае, можно сказать, что медиана это то, сколько принес с собой средний человек. Наоборот, среднее арифметическое же совершенно неподходящая характеристика в нашем случае, выходит, что каждый, будь то бедняк или миллиардер, имел приблизительно $50 000 004,95.

Неуникальность значенияПравить

В случае, когда имеется чётное количество случаев и два средних значения различаются, медианой, по определению, может служить любое число между ними (например, в выборке {1, 2, 3, 4} медианой, по определению, может служить любое число из интервала (2,3)). На практике в этом случае чаще всего используют среднее арифметическое двух средних значений.

См. также: Править

bg:Медиана (статистика) ca:Mediana (estadística) cs:Medián da:Medianeu:Medianagl:Mediana he:חציון hr:Mediana hu:Mediánlt:Mediana nl:Mediaan no:Median pl:Medianasimple:Median sk:Medián sl:Mediana su:Median sv:Median tg:Медиана th:มัธยฐาน vi:Số trung vị

Викия-сеть

Случайная вики