Викия

Математика

Малая теорема Ферма

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Малая теорема Ферма — классическая теорема теории чисел. Она была открыта в 1640 году французом Пьером Ферма (1601—1665). Теорема утверждает, что:

Если pпростое число, aцелое число, не делящееся на p, то a^{p-1}-1 делится на p.

Или, что то же самое:

Если p — простое число, a — целое число, то a^p-a делится на p.

Разбор частных случаевПравить

Из любых двух последовательных целых чисел a и a+1 одно четное, а другое нечетное. Поэтому произведение a(a+1)=a^2+a четно при любом целом a.

Делимость числа a^2+a на 2 можно доказать и по-другому, разобрав два случая:

  • Если a четно, то a^2 тоже четно, а сумма двух четных чисел a и a^2 четна.
  • Если a нечетно, то a^2 тоже нечетно, а сумма двух нечетных чисел a и a^2 четна.

При p=2 в малой теореме Ферма фигурирует другой многочлен: a^2-a=(a-1)a. Все его значения в целых точках — четные числа (доказательство аналогично приведенному выше).

Теперь рассмотрим многочлен a^3-a. Его легко разложить на множители:

a^3-a=a(a^2-1)=a(a-1)(a+1).

Получается произведение трех последовательных целых чисел: a-1, a и a+1. Как мы уже знаем, это произведение четно. Поскольку из любых трех последовательных целых чисел одно кратно 3, их произведение (a-1)a(a+1)=a^3-a кратно 3 (и, значит, даже кратно 6).

Многочлен a^4-a при a=2 и a=3 принимает значения 2^4-2=14 и 3^4-3=78. Никаких общих делителей кроме 2 и 1 у них нет. Впрочем, число 4 составное, а малая теорема Ферма говорит только о многочленах вида a^p-a, где p — простое число.

Пусть p=5. Вычислим несколько значений многочлена a^5-a. При a=\pm1 и при a=0 получаем 0. Далее: 2^5-2=30, 3^5-3=240, 4^5-4=1020, 5^5-5=3120, 6^5-6=7770,... Все эти значения кратны числу 30.

Поскольку 30=2\cdot3\cdot5, доказательство делимости на 30 распадается на три части: во-первых, надо доказать, что a^5-a кратно 2; во-вторых, a^5-a кратно 3; в-третьих, a^5-a кратно 5.

Первая часть очевидна: числа a^5 и a либо оба четны, либо оба нечетны. Не вызывает затруднений и вторая часть:

a^5-a=a(a^4-1)=a(a^2-1)(a^2+1)=(a-1)a(a+1)(a^2+1),

произведение трех последовательных целых чисел всегда кратно 3.

Чуть сложнее третья часть. Так как a^2+1=a^2-4+5=(a-2)(a+2)+5, то a^2+1\equiv(a-2)(a+2)\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right). Отсюда:

(a-1)a(a+1)(a^2+1)\equiv(a-2)(a-1)a(a+1)(a+2)\equiv0\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right),

потому что среди пяти подряд идущих целых чисел есть одно, делящееся на 5.

Можно было поступить иначе и перебрать все остатки от деления числа a на 5. Если a\equiv0\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right), то само a делится на 5. Если a\equiv1\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right), то a-1 делится на 5. Если a\equiv4\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right), то a+1 делится на 5. Наконец, если a\equiv2\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right) или a\equiv3\ \left(\mathrm{mod}\ 5\right), то a^2+1 делится на 5. Получается, что произведение (a-1)a(a+1)(a^2+1) кратно 5 в любом случае.

Теперь рассмотрим разложение на множители многочлена a^7-a:

a^7-a=a(a^6-1)=a(a^3-1)(a^3+1)=a(a-1)(a^2+a+1)(a+1)(a^2-a+1).

Поскольку

a^2+a+1=(a^2+a-6)+7\equiv a^2+a-6=(a-2)(a+3)\ \left(\mathrm{mod}\ 7\right)

и

a^2-a+1=(a^2-a-6)+7\equiv a^2-a-6=(a+2)(a-3)\ \left(\mathrm{mod}\ 7\right),

то:

a^7-a\equiv(a-3)(a-2)(a-1)a(a+1)(a+2)(a+3)\equiv0\ \left(\mathrm{mod}\ 7\right).

Пусть p=11. Очевидно:

a^{11}-a=a(a^5-1)(a^5+1)=a(a-1)(a^4+a^3+a^2+a+1)(a+1)(a^4-a^3+a^2-a+1).

По-прежнему легко проверить, что:

(a-3)(a-4)(a-5)(a-9)\equiv a^4+a^3+a^2+a+1\ \left(\mathrm{mod}\ 11\right)

и

(a-2)(a-6)(a-7)(a-8)\equiv a^4-a^3+a^2-a+1\ \left(\mathrm{mod}\ 11\right).

Несколько сложнее найти эти два сравнения самостоятельно, не зная о них заранее. Из полученного следует, что:

a^{11}-a\equiv(a-9)(a-8)...(a-1)a(a+1)\equiv0\ \left(\mathrm{mod}\ 11\right).

Чем больше p, тем больше приходится перебирать остатков от деления на p и раскрывать скобок. Теперь проще рассмотреть доказательства общего случая, приведенные ниже.

Доказательство по индукцииПравить

Сначала докажем теорему для любого простого p и натурального a (напомним, что теорема верна для всех целых a). Доказываем индукцией по a при помощи бинома Ньютона.

База. Если a=1, то a^p-a=0 и делится на p.

Переход. Пусть утверждение верно для a=k. Докажем его для a=k+1.

a^p-a=(k+1)^p-(k+1)=k^p+1+\sum_{l=1}^{p-1}{p \choose l}k^{p-l}-k-1=k^p-k+\sum_{l=1}^{p-1}{p \choose l}k^{p-l}

Заметим, что k^p-k делится на p по предположению индукции. Что же касается остальных слагаемых, то {p \choose l}={p! \over l!(p-l)!}. Для 1 \le l \le p-1, числитель этой дроби делится на p, а знаменатель — не делится, следовательно, {p \choose l} делится на p. Таким образом, вся сумма k^p-k+\sum_{l=1}^{p-1}{p \choose l}k^{p-l} делится на p.

Теорема доказана для всех натуральных a. В случае a=0 утверждение теоремы очевидно. Для отрицательных же a и нечетных p теорему легко доказать подстановкой натурального b=-a. Для отрицательных a и p=2 истинность теоремы следует из a^2-a=a(a-1), как было показано при разборе частных случаев.

Обобщения теоремы Править

Небольшое обобщение теоремы, которое из неё следует, таково: если p простое число, а m и n — такие положительные целые числа, что m\equiv n\pmod{p-1}, тогда a^m\equiv a^n\pmod{p} \quad\forall a\in\mathbb{Z}. В данной форме теорема используется в системе шифрования с открытым ключом RSA.

Малая теорема Ферма является частным случаем теоремы Эйлера, которая, в свою очередь, является частным случаем теорем Кармайкла и Лагранжа.

Малая теорема Ферма также имеет изящное обобщение в теории конечных полей.

Псевдопростые числа Править

Eсли a и p взаимно простые числа, такие что a^{p-1} - 1 делится на p, то число p может не быть простым. В случае, когда p является составным, p называется псевдопростым по основанию a. Ф.Саррус в 1820 году нашёл 341 = 11×31 — первое псевдопростое число, по основанию 2.

Число p, являющееся псевдопростым по основанию a для всех a, взаимно простых с p, называется числом Кармайкла (например, 561 — наименьшее из чисел Кармайкла).

История Править

Пьер Ферма сформулировал исходное утверждение теоремы около 1636 года. Письмо от 18 октября 1640 года Пьера Ферма к Френиклю содержало следующее положение: p делит a^{p-1} в случае, когда p является простым числом и a взаимно простое с p.

Ещё в древности китайским математикам была известна гипотеза (иногда называемая Китайской гипотезой), что p является простым числом в том и только в том случае, когда 2^p \equiv 2 \pmod{p} (фактически, особый случай малой теоремы Ферма). Тем не менее, обратное утверждение (о том, что из 2^p \equiv 2 \pmod {p} следует, что p простое), а, следовательно, и гипотеза в целом, оказались неверными, см. выше.

Существует широко распространённое предположение, что китайская гипотеза была выдвинута примерно за 2000 лет до аналогичных работ Ферма в 1600-х. Стоит отметить, что гипотеза могла быть известна и другим математикам древности, даже несмотря на то, что она оказалась частично неверной. Тем не менее, в некоторых источниках (Ribenboim, 1995) утверждается, что предположение относительно столь раннего появления гипотезы является распространённым заблуждением, а в действительности гипотеза была выдвинута лишь в 1872 году.

Сам Ферма оставил свою теорему без доказательства. Первым, кому удалось его найти, был Готфрид Вильгельм Лейбниц, в рукописях которого утверждается, что доказательство ему было известно до 1683 года.

См. также Править

Ссылки Править

bg:Малка теорема на Фермаhe:המשפט הקטן של פרמה hu:Kis Fermat-tétel id:Teorema kecil Fermatnl:Kleine stelling van Fermat sl:Fermatov mali izrek sv:Fermats lilla sats

Викия-сеть

Случайная вики