Викия

Математика

Кратный интеграл Римана

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Примечание: всюду в данной статье, где используется знак \int имеется ввиду (кратный) интеграл Римана \left(R\right)\int, если не оговорено обратное;
всюду в данной статье, где говорится об измеримости множества, имеется ввиду измеримость по Жордану, если не оговорено обратное.

Определение Править

Пусть A - измеримое (по Жордану) множество. Разбиение T множества A - это любой набор \left\{A_i\right\}_{i=1}^m измеримых множеств, пересекающихся лишь по границам и \bigcup_1^m A_i=A. Выберем точки \xi_i\in A_i,\ i=1,\ldots,m,\ \xi=\left\{\xi_i\right\}_{i=1}^m - получили (T,\xi)=\left\{A_i,\xi_i\right\}_{i=1}^m - разбиение с отмеченными точками.

Пусть функция f определена на A, тогда интегральной суммой называется \sigma(f,T,\xi)=\sum_{k=1}^m f(\xi_k)\mu A_k.

Функция f интегрируема по Риману в кратном смысле на A и I - её интеграл, если \forall\varepsilon>0\ \exists\delta>0: для любого отмеченного разбиения (T,\xi) с \xi_i\in{}A_i и диаметром dAi=\sup\limits_{x,\,y\in A_i} \rho(x,y)<\delta выполняется неравенство \left|\sigma(f,T,\xi)-I\right|<\varepsilon. Обозначается интеграл от функции f на измеримом множестве A: \int\limits_A f\,d\vec x.

Некоторые свойства кратного интеграла Римана Править

  1. Если функция f интегрируема по Риману на измеримом множестве A, то \exists\delta>0, что функция f ограничена на множестве A_\delta=\left\{x\in A:\ \rho(x,\mbox{int}A)<\delta\right\}, где \mbox{int}A - внутренность A. (См. Связь интегрируемости по Риману и ограниченности).
  2. Если функция f интегрируема по Риману на измеримом множестве A, функция g определена на A и g(x)=f(x) на A_\delta для некоторого \delta>0, то g интегрируема по Риману на A и \int\limits_A g\,d\vec x=\int\limits_A f\,d\vec x.
  3. Линейность. Если f\in R(A) (ограничена и интегрируема по Риману на A), то \forall\alpha\in\mathbb{R} функция \alpha{}f\in R(A) и \int\limits_A \alpha f\,d\vec x=\alpha\int\limits_A f\,d\vec x. Если f,g\in R(A), то f\pm g\in R(A) и \int\limits_A (f\pm g)\,d\vec x=\int\limits_A f\,d\vec x + \int\limits_A g\,d\vec x. Следует из свойств интеграла как предела по базе.
  4. Аддитивность по множествам. Если f\in R(A) и f\in R(B), то f\in R(A\cup B) и, если \mu(A\cap B)=0, то \int\limits_{A\cup B} f\,d\vec x=\int\limits_A f\,d\vec x+\int\limits_B f\,d\vec x. Первая часть следует из критерия Лебега.
  5. Интегрируемость по подмножеству. Если f\in R(A), B - измеримое по Жордану подмножество A, то f\in R(B). Cледует из критерия Лебега.
  6. Если f,g\in R(A), то f*g\in R(A). Cледует из критерия Лебега.
  7. Если f\in R(A), функция \varphi непрерывна на отрезке [\alpha,\beta]\supset f(A)\Rightarrow\varphi(f)\in R(A). Cледует из критерия Лебега.
  8. Если f\in R(A), и f изменить на множестве B\subset A,\ \mu B=0, то измененная функция \tilde f, при условии её ограниченности на A, также интегрируема по Риману на A и \int\limits_A \tilde f\,d\vec x=\int\limits_A f\,d\vec x.
  9. Если f,g\in R(A) и f(x)\leqslant g(x) на A, то \int\limits_A f\,d\vec x\leqslant\int\limits_A g\,d\vec x. Следует из свойств интеграла как предела по базе.
  10. Если f\in R(A), то \left|f\right|\in R(A) и \left|\int\limits_A f\,d\vec x\right|\leqslant\int\limits_A \left|f\right|\,d\vec x.
  11. Если f\in R(A), f(x)\geqslant 0 на A и f(x_0)>0,\ x_0 - внутренняя точка A и точка непрерывности f, то \int\limits_A f\,d\vec x>0.

Теоремы Править

Ограниченная функция f на измеримом множестве A интегрируема по Риману \Leftrightarrow\ I_*(f)=I^*(f), и в случае равенства: I_*(f)=I^*(f)=\int\limits_A f\,d\vec x, где I_* и I^* - соответственно нижний и верхний интегралы Дарбу.

Ограниченная f на измеримом множестве A интегрируема по Риману \Leftrightarrow\ f непрерывна почти всюду на A.

См. также Править

Викия-сеть

Случайная вики