Викия

Математика

Копула

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Копула — это многомерная функция распределения, определенная на n-мерном единичном кубе [0, 1]n, такая что каждое ее маргинальное распределение равномерно на интервале [0, 1].

Теорема Склара заключается в следующем. Для произвольной двумерной функции распределения H(xy) с одномерными маргинальными функциями распредлеения F(x) = H(x, ∞) и G(y) = H(∞, y) существует копула, такая что

H(x,y)=C(F(x),G(y))\,

(где мы отождествляем распределение C с его функцией распределения). Копула содержит всю информацию о природе зависимости между двумя случайными величинами, которой нет в маргинальных распределениях, но не содержит информации о маргинальных распределениях. В результате информация о маргиналах и информация о зависимости между ними отделяются копулой друг от друга.

Некоторые свойства копулы имеют вид:

C(u,0)=C(0,v)=0\,
C(u,1)=u; \qquad  C(1,v)=v.

Границы Фреше для копулыПравить

Минимальная копула: Это нижняя граница для всех копул, только в двумерном случае соответствует строго отрицательной корреляции между случайными величинами:

 M(x,y) = \max(0,x+y-1).\,

Максимальная копула: Это верхняя граница для всех копул, соответствует строго положительной корреляции между случайными величинами:

 W(x,y) = \min(x,y).\,

Архимедовы копулыПравить

Одна частная простая форма копулы:

 H(x,y) = \Psi^{-1}(\Psi(F(x))+\Psi(G(y)))\,

где \psi называется функция—генератор. Такие копулы называются архимедовыми. Любая функция—генератор, которая удовлетворяет приведенным ниже свойствам служит основой для правильной копулы:

\Psi(1) = 0;\qquad \lim_{x \to 0}\Psi(x) = \infty;\qquad \Psi'(x) < 0;\qquad \Psi''(x) > 0.

Копула—произведение: также называется независимой копулой, эта копула не имеет зависимостей между переменными, ее функция плотности всегда единица.

\Psi(x) = -\ln(x); \qquad  H(x,y) = xy.

Копула Клейтона (Clayton):

\Psi(x) = x^{\theta} -1;\qquad \theta \le 0; \qquad  H(x,y) = (F(x)^\theta+G(y)^\theta-1)^{1/\theta}.

Для \theta=0 в копуле Клейтона, случайные величины статистически независимы. Подход, основанный на функциях-генераторах, может быть распространен для создания многомерных копул при помощи простого добавления переменных.

ЛитератураПравить

  • David G. Clayton (1978), "A model for association in bivariate life tables and its application in epidemiological studies of familial tendency in chronic disease incidence", Biometrika 65, 141-151. JSTOR (subscription)
  • Frees, E.W., Valdez, E.A. (1998), "Understanding Relationships Using Copulas", North American Actuarial Journal 2, 1-25.
  • Roger B. Nelsen (1999), An Introduction to Copulas. ISBN 0-387-98623-5.
  • S. Rachev, C. Menn, F. Fabozzi (2005), Fat-Tailed and Skewed Asset Return Distributions. ISBN 0-471-71886-6.
  • A. Sklar (1959), "Fonctions de répartition à n dimensions et leures marges", Publications de l'Institut de Statistique de L'Université de Paris 8, 229-231.

Внешние ссылкиПравить

См. такжеПравить

Викия-сеть

Случайная вики