Викия

Математика

Компланарность

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Три вектора называются компланарными, если они лежат на параллельных плоскостях или на одной плоскости. Компланарность - тернарное математическое отношение.

Обозначения Править

Единого обозначения компланарность не имеет.

Свойства компланарности Править

Пусть \vec{a},\vec{b},\vec{c},\vec{d} — векторы пространства \mathbb{R}^n. Тогда верны следующие утверждения:

  • Тройка векторов, содержащая пару коллинеарных векторов компланарна.
  • Смешанное произведение компланарных векторов \left(\vec{a},\vec{b},\vec{c}\right) = 0. Это — критерий компланарности трёх векторов.
  • Компланарные векторы - линейно зависимы. Это - тоже критерий компланарности.
  • Существуют действительные числа \;\lambda_1, \lambda_2 такие, что \vec{a} = \lambda_1\vec{b}+\lambda_2\vec{c} для компланарных \vec{a},\vec{b},\vec{c}, за исключением случаев \vec{b}=\vec{0} или \vec{c}=\vec{0}. Это - переформулировка предыдущего свойства и тоже критерий компланарности.
  • В 3-мерном пространстве 3 некомпланарных вектора \vec{a},\vec{b},\vec{c} образуют базис. Т.е. любой вектор \vec{d} можно представить в виде: \vec{d}=x_1\vec{a}+x_2\vec{b}+x_3\vec{c}. Тогда \;\{x_1, x_2, x_3\} будут координатами \vec{d} в данном базисе.

Другие объекты Править

Выше описанные критерии компланарности позволяют определить это понятие для векторов, понимаемых не в геометрическом смысле (а, например, как элементы произвольного линейного пространства).

Иногда компланарными называют те точки (или другие объекты), которые лежат на (принадлежат) одной плоскости. 3 точки определяют плоскость и, тем самым, всегда (тривиально) компланарны. 4 точки, в общем случае (в общем положении), не компланарны.

Можно распространить понятие компланарности и на прямые в пространстве. Тогда параллельные или пересекающиеся прямые будут компланарны, а скрещивающиеся прямые - нет.

См. также Править

Викия-сеть

Случайная вики