Викия

Математика

Клиометрия

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Клиометрия (Шаблон:Lang-en) представляет собой систематическое применение математических методов в исторических исследованиях.

Название дисциплины происходит от имени Клиомузы истории и героической поэзии в греческой мифологии.

В 1993 году Роберт Фогель и Даглас Норт получили Нобелевскую премию по экономике в высокой степени именно за развитие клиометрии, и в особенности «за возрождение исследований по экономической истории с применением экономической теории и количественных методов с целью объяснения экономических и институциональных изменений».

Возникновение современной клиометрии обычно датируют 1958 году и связывают со статьёй Алфреда Конрада и Джона Майера «Экономика рабства»[1].

Считается, что «клиометрическая революция» произошла в 60-е гг. прошлого века. Особую роль здесь сыграло то обстоятельство, что в 1960 г. редакторами «Журнала экономической истории»[2] стали основоположники клиометрического подхода Даглас Норт и Уильям Паркер. Тогда же стали регулярно проводиться клиометрические конференции. В этот период клиометристы особое внимание уделяли истории транспорта, сельского хозяйства, экономической эффективности рабского труда.

В России/СССР клиометрическая школа складывается в 60-е — 70-е гг. прошлого века вокруг И. Д. Ковальченко [3]. К числу теоретических достижений отечественной клиометрии относятся разработка информационных аспектов источниковедения[4], концепций и методов анализа массовых источников[5].

В последнее время в России активно развивается «клиодинамика» — математическое моделирование исторических процессов (Л. И. Бородкин, Г. Г. Малинецкий, С. П. Капица, Ю. Н. Павловский, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков, Р. В. Манекин, С. А. Нефёдов, П. В. Турчин, А. В. Подлазов и др.).

Примечания Править

  1. Alfred Conrad and John Meyer. «The Economics of Slavery in the Ante-Bellum South» // Journal of Political Economy. Vol.4
  2. the Journal of Economic History in 1960
  3. например, Бородкин 1997
  4. Ковальченко 1979
  5. Ковальченко 1979, 1981, 1985

Библиография Править

pl:Kliometria

Викия-сеть

Случайная вики