Викия

Математика

Изоморфизм

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Изоморфи́зм — это очень общее понятие, которое употребляется в различных разделах математики. В общих чертах его можно описать так: Пусть даны два множества с определённой структурой (группы, кольца, линейные пространства и т. п. ). Биекция между ними называется изоморфизмом, если она сохраняет эту структуру. Такие множества со структурой называются изоморфными. Изоморфизм всегда задаёт отношение эквивалентности на классе таких множеств со структурой.

Объекты, между которыми существует изоморфизм, являются в определённом смысле «одинаково устроенными», они называются изоморфными. Классическим примером изоморфных систем могут служить множество \mathbb R всех вещественных чисел с определённой на нём операцией сложения и множество \mathbb R_+ положительных вещественных чисел с заданной на нём операцией умножения. Отображение x\mapsto \exp(x) в этом случае является изоморфизмом.

Абстрактная алгебра Править

В абстрактной алгебре изоморфизмом называется биекция, которая является гомоморфизмом.

Группы Править

Пусть G\! и H\! суть две группы. Биекция f:G\to H называется изоморфизмом, если для любых a,b\in G f(a)\cdot f(b)=f(a\cdot b).

Теория категорий Править

В теории категорий изоморфизм есть обратимый морфизм, т. е. морфизм \phi\!, для которого существует такой морфизм \phi^{-1}\!, что произведения \phi^{-1}\circ\phi и \phi\circ\phi^{-1} — тождественные морфизмы.

Теория операторов/Функциональный анализ Править

Ограниченный линейный оператор T между нормированными пространствами называется изоморфизмом если существует положительное вещественное число c такое что \lVert Tx\rVert\ge c\lVert x\rVert для всех векторов x. Любой изоморфизм является взаимно-однозначным. Легко видеть что T является изоморфизмом тогда и только тогда, когда T обратим на своем образе, и обратный оператор ограничен. Говорят что два нормированных пространства являются изоморфными если найдется сюрьективный изоморфизм из одного из них на другое.

Теория графов Править

Граф G называется изоморфным графу H, если существует биекция f из множества вершин графа G в множество вершин графа H, обладающая следующим свойством: если в графе G есть ребро из вершины A в вершину B, то в графе H должно быть ребро из вершины f(A) в вершину f(B). В случае ориентированного графа эта биекция также должна сохранять ориентацию ребра. В случае взвешенного графа биекция также должна сохранять вес ребра.

В теории вычислительной сложности до сих является открытым вопрос о сложности задачи проверки изоморфизма графов. На данный момент не доказана ни ее принадлежность классу P, ни её NP-полнота.

Связанные определения Править

Изоморфизм алгебраической системы на себя называется автоморфизмом.

История Править

Понятие изоморфизма возникло в математике применительно к конкретным алгебраическим системам (прежде всего к группам) и было естественным образом распространено на более широкий класс математических структур.ar:تساوي الشكل bg:Изоморфизъм ca:Isomorfisme cs:Izomorfismuseo:Izomorfiohe:איזומורפיזם (מתמטיקה) hr:Izomorfizamnl:Isomorfisme no:Isomorfisme pl:Izomorfizm sr:Изоморфизам (математика) sv:Isomorfism uk:Ізоморфізм груп

Викия-сеть

Случайная вики