Викия

Математика

Заряд (теория меры)

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Заряд — вещественнозначная конечно-аддитивная функция множества, опредёленная на произвольной \sigma-алгебре,(например,борелевских подмножеств). Термин заряд был впервые введен академиком А.Д. Александровым, связи с его ярким физичексим смыслом. В отличии от обычной меры под которой, обычно понимают положительную \sigma-аддитивную функцию множества, заряд может принимать и отрицательные значения и необязательно быть счетно-аддитивным. Изучение заряда послужило точком для развития конечно-аддитивной теории меры (40-ые года 20 века). Таким образом, термин заряд и конечно-аддитивная мера это синонимы. Множество всех зарядов над произвольным множеством X c сигма-алгеброй \Sigma принято обозначать ba(X,\Sigma). Известно, что множество всех зарядов образует нормированую решетку и даже более, того К-пространство. Таким образом, для любого заряда \nu имеется положетельную часть \nu^{+}\ge 0 и отрицательную часть \nu^{-}\ge 0. Имеет место разложение Хана—Жордана \nu=\nu^+- \nu^- В силу которого свойства зарядов могут быть выражены в терминах теории меры.

Пусть \mu\in ba(X,\Sigma).</br> Для любой заряда \nu единственным образом представим ввиде суммы \nu=\nu_{1}+\nu_{2}, где \nu_{1} абсолютно непрерывна относительно \mu и \nu_{2} дизъюнктна \mu. Такое представление меры \nu принято назвать разложение по Лебегу.

Положительный заряд \nu\in ba(X,\Sigma) называется чисто конечно аддитивным если для любой положительной счетно-аддитивной меры \mu из 0\le\mu\le\nu вытекает, что \mu=0. Произвольный заряд чисто конечно аддитивен если таковы заряды \nu^{+} и \nu^{-}. Доказано, что любой заряд \nu\in ba(X,\Sigma) единственным образом представим ввиде суммы \nu=\nu_{ca}+\nu_{pfa}, где \nu_{ca} произвольная счетно-аддитивная мера, а \nu_{pfa} произвольная чисто конечно-аддитивный заряд. Такое разложение иногда называют разложением Иосиды-Хьюита.

Само пространство ba(X,\Sigma) является топологически сопряженным к пространству измеримых и ограниченных функций заданных над данным измеримым простанством.

ЛитератураПравить

  • Данфорд Н.,Шварц Дж. Линейные операторы. Общая теория. М: ИЛ, 1962
  • Alexandroff A.D. Additive set-functions in abstract spaces I// Матем. сборник 1940. V.8(50), N 2. P.307-348
  • Alexandroff A.D. Additive set-functions in abstract spaces II// Матем. сборник 1941. V.9(51), N 3. P.563-628
  • Alexandroff A.D. Additive set-functions in abstract spaces III// Матем. сборник 1943. V.13(55), N 2. P.169-293
  • Yosida K., Hewitt E. Finitely additive mesures// Trans. Amer. Math. Soc. 1952. v.72, N 1. P.46-66

Викия-сеть

Случайная вики