Викия

Математика

Египетские дроби

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Египетская дробь — в математике сумма нескольких дробей вида \frac{1}{2}+\frac{1}{3}+\frac{1}{16}, то есть каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой положительное целое число. Все знаменатели отличны друг от друга. Египетская дробь представляет собой положительное рациональное число вида a/b; к примеру, египетская дробь, записанная выше, может быть записана в виде дроби 43/48. Можно показать, что каждое положительное рациональное число может быть представлено в виде египетской дроби. Сумма такого типа использовалась математиками как определение, для дробей начиная со времён древнего Египта до средневековья. В современной математике вместо египетских дробей используются простые дроби и десятичная запись, однако египетские дроби продолжают изучаться в теории чисел и истории древней математики.

Древний Египет Править

Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте. Одним из первых известных упоминаний о египетских дробям является Математический папирус Ринда. Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и Деревянная табличка Ахмима. Папирус Ринда был написан Ахмесом в эпоху Второго переходного периода; он включает таблицу египетских дробей для рациональных чисел вида 2/n, а также 84 математических задачи, их решения и ответы, записанные в виде египетских дробей.

Египтяне ставили иероглиф <hiero>D21</hiero> (ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру:

<hiero>D21:Z1*Z1*Z1</hiero> = \frac{1}{3} <hiero>D21:V20</hiero> = \frac{1}{10}

У них также были специальные знаки для дробей 1/2, 2/3 и 3/4, которыми можно было записывать также другие дроби (большие чем 1/2).

<hiero>Aa13</hiero> = \frac{1}{2} <hiero>D22</hiero> = \frac{2}{3} <hiero>D23</hiero> = \frac{3}{4}

Египтяне использовали также и другие формы записи, основанные на иероглифе Глаз Хора для представления специального набора дробей вида 1/2k (для k = 1, 2, …, 6), то есть, двухэлементных рациональных чисел. Такие дроби использовались вместе с другими формами записи египетских дробей для того, чтобы поделить хекат, основную меру объёма в Древнем Египте. Эта комибинированная запись также использовалась для измерения объёма зерна, хлеба и пива. Если после записи количества в виде дроби Глаза Хора оставался какой-то остаток, его записывали в обычном виде кратно ро, единице измерения, равной 1/320 хеката.

Средневековье Править

Египетские дроби продолжались использоваться в древней Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания древних математиков (к примеру Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой). Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи в своём труде «Liber Abaci».

Основная тема «Liber Abaci» — вычисления, использующие десятичные и обычные дроби, вытеснившие со временем египетские дроби. Фибоначчи использовал сложную запись дробей, включавшую запись чисел со смешанным основанием и запись в виде сумм дробей, часто использовались и египетские дроби. Также в книге были приведены алгоритмы перевода из обычных дробей в египетские.

Современная теория чисел Править

Открытые проблемы Править

Литература Править

Ссылки Править

pl:Ułamek egipskisl:Egipčanski ulomek

Викия-сеть

Случайная вики