Викия

Математика

Доказательство от противного

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Доказательство «от противного» в математике — один из самых часто используемых методов доказательства утверждений. Этот способ доказательства основывается на истинности формулы ((A\Rightarrow B) \land \neg B) \Rightarrow \neg A в классической логике и законе двойного отрицания.

Доказательство утверждения A проводится следующим образом. Сначала принимают предположение, что утверждение A неверно, а затем доказывают, что при таком предположении было бы верно некоторое утверждение B, которое заведомо неверно. Полученное противоречие показывает, что исходное предположение было неверным, и поэтому верно утверждение \neg\neg A, которое по закону двойного отрицания равносильно утверждению A.

В интуиционистской логике закон исключённого третьего не действует, поэтому такие доказательства в ней не принимаются.

Пример Править

Доказательство иррациональности числа \sqrt{2}.

Допустим противное: \sqrt{2} рационален, то есть представляется в виде несократимой дроби \frac{m}{n}, где m и nцелые числа. Возведём предполагаемое равенство в квадрат:

\sqrt{2} = \frac{m}{n} \Rightarrow 2 = \frac{m^2}{n^2} \Rightarrow m^2 = 2n^2.

Отсюда следует, что m^2 чётно, значит, чётно и m; следовательно, m^2 делится на 4, а значит, n^2 и n тоже чётны. Полученное утверждение противоречит несократимости дроби \frac{m}{n}. Значит, исходное предположение было неверным, и \sqrt{2} — иррациональное число.

cs:Důkaz sporemet:Vastuväiteline tõestushe:הוכחה בדרך השלילה

nl:Reductio ad absurdum no:Reductio ad absurdumpl:Dowód nie wprostsl:Dokaz s protislovjem sr:Свођење на контрадикцију sv:Indirekt beviszh-min-nan:Hoán-chèng-hoat

Викия-сеть

Случайная вики