Викия

Математика

Две теоремы Эйлера

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

См. также Теорема Эйлера (теория чисел)

Изучение функции разбиения числа p(n) Эйлер начинает с рассмотрения бесконечного произведения

(1 + x + x^2 + ...)(1 + x^2 + x^4 + ...) ... (1 + x^k + x^{2k} + ...) ...

Каждый член произведения получается в результате умножения мономов, взятых по одному из каждой скобки. Если в первой скобке взять x^{m1}, во второй — x^{2m2} и т.д., то их произведение будет равно x^{m1+2m2+3m3+...}. Значит, после раскрытия скобок получится сумма мономов вида x^{m1+2m2+3m3+...}.

Сколько раз в этой сумме встретится x^n? Столько, сколькими способами можно представить n как сумму m_1 + 2m_2 + 3m_3 + ... Каждому такому представлению отвечает разбиение числа n на m_1 единиц, m_2 двоек и т.д. Так получаются все разбиения, так как каждое из них, конечно, состоит из нескольких единиц, нескольких двоек и т.д. Поэтому коэффициент при x^n равен числу разбиений p(n).

Посмотрим теперь на выражения в скобках. Каждое из них — бесконечная геометрическая прогрессия. По формуле суммирования

1 + x + x^2 + x^3 + ... = \frac{1}{1 - x},
1 + x^2 + x^4 + x^6 + ... = \frac{1}{1-x^2}

и т.д. Теперь наш результат можно записать так:

p(0) + p(1) x + p(2) x^2 + p(3) x^3 + ... = \frac{1}{(1-x)(1-x^2)(1-x^3)}....

(1)

Эта формула была открыта Эйлером в 1740 году. Ряд, стоящий в левой части, называется производящей функцией последовательности чисел p(0), p(1), p(2), ... Производящая функция позволяет компактно записать информацию о последовательности, хотя извлечение этой информации из производящей функции порой требует большого искусства. Рассмотрим как это делал Эйлер. Обозначим через d(n) количество разбиений числа n на различные слагаемые, а через l(n) — на нечётные. Например, среди выписанных выше разбиений числа 5 различные части имеют (5), (4, 1) и (3, 2), а нечётные — (5), (3, 1, 1) и (1, 1, 1, 1, 1). Значит, d(5) = l(5) = 3. Такие же рассуждения, как при выводе формулы (1), позволяют выписать производящие функции последовательностей d(n) и l(n):

d(0) + d(1) x + d(2) x^2 + d(3) x^3 + ... = (1 + x)(1 + x^2)(1 + x^3) ... ,
l(0) + l(1) x + l(2) x^2 + l(3) x^3 + ... = \frac{1}{(1-x)(1-x^3)(1-x^5)} .

Воспользуемся формулой

1 + xk = \frac{(1-x)^{2k}}{(1-x)^k},

верной при всех k:

(1 + x)(1 + x2)(1 + x3) ... = \frac{1-x^2}{1-x}  \frac{1-x^4}{1-x^2}  \frac{1-x^6}{1-x^3}  ...

В правой части равенства все числители сокращаются со знаменателями, содержащими x в чётной степени. Поэтому в знаменателе останутся только сомножители вида 1 - x ^ {2k-1}. Итак,

(1 + x)(1 + x^2)(1 + x^3) ... = \frac{1}{(1-x)(1-x^3)(1-x^5)}... .

(2)

Значит, производящие функции последовательностей d(n) и l(n) совпадают! Мы доказали теорему Эйлера: d(n) = l(n). Это доказательство хорошо иллюстрирует силу метода производящих функций. Но вернёмся к вычислению p(n). Изучая производящую функцию последовательности p(n), Эйлер сосредоточил внимание на произведении (1-x)(1-x^2)(1-x^3)..., т.е. на знаменателе правой части формулы (1). Раскрывая в нём скобки, Эйлер получил удивительный результат:

(1 - x)(1 - x^2)(1 - x^3) ... = 1 - x - x^2 + x^5 + x^7 - x^{12} - x^{15} + x^{22} + x^{26} - x^{35} - x^{40} + ...

Показатели в правой части — пятиугольные числа, т.е. числа вида (3q^2 \pm q)/2, а знаки при соответствующих мономах равны (-1)^q. Исходя из этого наблюдения, Эйлер предположил, что должна быть верна Пентагональная теорема:

 \prod_{k=1}^\infty \left(1-x^k \right) = \sum_{n=-\infty}^\infty (-1)^q x^{(3q^2+q)/2} .

Пентагональная теорема оказалась «крепким орешком» — Эйлер сумел доказать её лишь 14 лет спустя. Эта теорема позволяет сравнительно просто вычислять значения p(n). Вот как это делается.

Умножим обе части равенства (1) на
\prod_{k=1}^\infty \left(1-x^k \right)

и воспользуемся пентагональной теоремой:

 ( p(0) + p(1) x + p(2) x^2 + ...)(1 - x - x^2 + x^5 + x^7 - x^{12} - x^{15} + ...) = 1
.

Раскрыв скобки в левой части, получим, что коэффициенты при ненулевых степенях x равны нулю. Отсюда мы получаем замечательную формулу Эйлера, позволяющую последовательно находить числа p(n):

p(n) = p(n-1) + p(n-2) - p(n-5) - p(n-7) + ... + (-1)^{q+1} (p(n-\frac{3q^2-q}{2})+p(n-\frac{3q^2+q}{2}))

(Мы считаем, что p(n) = 0 при n < 0.) Пользуясь формулой Эйлера, можно составить таблицу значений p(n) для n \leqslant 200, что и проделал в начале XX века известный английский специалист по комбинаторике майор Мак-Магон. В то время это была наиболее полная таблица чисел p(n). Итак, мы сформулировали две теоремы, одну из которых — d(n) = l(n) — доказали. Согласитесь, что при всей элегантности этого доказательства, оно всё же оставляет чувство неудовлетворённости. Два множества разбиений — на нечётные и на неравные части — неожиданно оказались состоящими из одинакового числа элементов, но причина этого равенства осталась скрытой от нас. Хотелось бы думать, что существует какой-то естественный способ каждому элементу одного множества ставить в соответствие элемент другого.

Смотрите такжеПравить

ЛитератураПравить

Викия-сеть

Случайная вики