Викия

Математика

Возрастно-половая пирамида

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Возрастно-половые пирамиды — графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения.

Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастно-половых групп — совокупностей людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: пяти- и десятилетние. Однако для оценки общих структурных сдвигов применяются и более крупные возрастные группы.

Возрастно-половые пирамиды представляют собой диаграммы на которых число людей каждого возраста (или доля их в населении) изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, в левой части диаграммы — для мужчин, в правой — для женщин. Возрастно-половые пирамиды строятся обычно по годичным или пятилетним возрастным группам, а иногда и по десятилетним группам. Однако половозрастные пирамиды, построенные по крупным возрастным группам, не раскрывают детальные особенности возрастного и полового состава населения.

Состав возрастно-половой структуры населения в первую очередь является результатом эволюции воспроизводства населения. Тип воспроизводства населения, формируемый процессами рождаемости и смертности в настоящий и прошедшие периоды, определяет соотношение населения различных возрастных групп.

Возрастные структуры Править

В 1894 шведский статистик и демограф А.-Г. Сундберг предложил выделять три типа возрастных структур населения: прогрессивный, стационарный и регрессивный.

  • Прогрессивный тип характеризуется высокой долей детей и низкой долей старшего поколения во всем населении (так называемых "старпёров"). В основе его формирования лежит расширенный тип воспроизводства. Возрастная пирамида имеет форму треугольника, основание которого зависит от величины рождаемости.
  • При стационарном типе, в основе которого лежит простой тип воспроизводства, возрастная пирамида имеет форму колокола с почти уравновешенной долей детских и старческих возрастных групп.
  • Суженный тип воспроизводства приводит к формированию регрессивного типа, возрастная пирамида которого имеет форму урны. Для него характерна сравнительно высокая доля пожилых и старых людей и низкая — детей.

На формирование возрастной структуры населения большое влияние оказывают войны, в результате которых происходит, во-первых, убыль населения призывных возрастов, во-вторых, резкое снижение рождаемости. На региональном, а иногда и на государственном уровне большие изменения в возрастной структуре могут возникнуть в результате миграций, обычно увеличивающих число мужчин в трудоспособных возрастах. В результате действия этих причин грани возрастной пирамиды становятся неровными, на них отражаются исторические изменения в характере прироста и убыли населения. Такие нарушения надолго оставляют следы в возрастной структуре населения.

Анализ возрастнополовой пирамиды позволяет охарактеризовать не только демографическую историю государства, но и прогнозировать демографическую ситуацию в будущем.

Ссылки Править

Эту статью следует викифицировать.Шаблон:Antropology-stubnl:Bevolkingspiramide pl:Struktura płci i wieku simple:Population pyramid sv:Befolkningspyramid

Викия-сеть

Случайная вики