Викия

Математика

Вариация функции

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

В математическом анализе вариацией функции из отрезка на вещественной прямой в \mathbb{R}^n называется обобщение понятия длины кривой, задаваемой в \mathbb{R}^n этой функцией.

Формальное определение Править

Пусть f: [a,b] \to \mathbb{R}^n. Тогда вариацией (также полной вариацией или полным изменением) функции f на отрезке [a,b] называется следующая величина:

V_a^b f\ \stackrel{def}{=}\ \sup\limits_{P}\sum\limits_{k=0}^m||f(x_{k+1})-f(x_k)||,

то есть точная верхняя грань по всем разбиениям отрезка [a,b] длин ломаных в \mathbb{R}^n, концы которых соответствуют значениям f в точках разбиения.

Функции, вариация которых ограничена на отрезке, называются функциями ограниченной вариации, а класс таких функций обозначается V[a,b]. В таком случае определена функция v(x)=V_a^x f, называющаяся функцией полной вариации для f.

Связанные определенияПравить

Положительная вариация вещественнозначной функции f на отрезке [a,b] называется следующая величина:

P_a^b f\ \stackrel{def}{=}\ \sup\limits_{P}\sum\limits_{k=0}^m\max\{0,f(x_{k+1})-f(x_k)\}.

Аналогично определяется отрицательная вариация функции:

N_a^b f\ \stackrel{def}{=}\ \sup\limits_{P}\sum\limits_{k=0}^m\max\{0,f(x_k)-f(x_{k+1})\}.

Таким образом полная вариация функции может быть представлена в виде суммы

V_a^b f=P_a^b f+N_a^b f.

Свойства функций ограниченной вариации Править

  • Сумма и произведение функций ограниченной вариации тоже будет иметь ограниченную вариацию.
  • Если a<x\leqslant y<b, а f\in V[a,b], то V_a^x f+V_x^y f=V_a^y f.
  • Если функция f непрерывна в точке a справа и принадлежит V[a,b], то \lim\limits_{x\to a{+}}v(x)=0.
  • Функция f(x), заданная на отрезке [a,b], является функцией ограниченной вариации тогда и только тогда, когда она может быть представлена в виде суммы возрастающей и убывающей функции на [a,b] функций (разложение Жордана).
  • Всякая функция ограниченной вариации ограничена и может иметь не более чем счётное множество точек разрыва, причём все I рода.
  • Функция ограниченной вариации может быть представлена в виде суммы абсолютно непрерывной функции, сингулярной функции и функции скачков (разложение Лебега).

Вычисление вариации Править

Вариация непрерывно дифференцируемой функции Править

Если функция f:[a,b]\to\mathbb{R}^n принадлежит классу C^1, то есть имеет непрерывную производную первого порядка на отрезке [a,b], то f — функция ограниченной вариации на этом отрезке, а вариация вычисляется по формуле:

\int\limits_a^b||f^\prime(x)||\,dx,

то есть равна интегралу нормы производной.

ОбобщенияПравить

В случае нескольких, переменных существует несколько определений вариации функции, см. вариация Арцела, вариация Витали, вариация Пъерпонта, плоская вариация Тонелли, вариация Фреше, вариация Харди.

См. также Править

ЛитератураПравить

  • Лебег А., Интегрирование и отыскание примитивных функций, пер. с франц., М.— Л., 1934.

Викия-сеть

Случайная вики