Викия

Математика

Быстрый инверсный квадратный корень

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Бы́стрый обра́тный квадра́тный ко́рень (также быстрый InvSqrt() или 0x5f3759df по используемой «магической» константе) — целочисленный алгоритм вычисления обратного квадратного корня y=\frac{1}{\sqrt{x}} для 32-битных чисел с плавающей запятой.

АлгоритмПравить

Алгоритм принимает 32-битное число с плавающей запятой (одинарной точности) в качестве исходных данных, и производит над ним следующие операции:

  • вычисляет половину значения числа и сохраняет для дальнейшего использования
  • трактуя 32-битное с плавающей запятой как 32-битное целое:
  • (в трактовке результата как 32-битного с плавающей запятой на этом этапе получается первое приближение обратного квадратного корня исходного числа)
  • вычисляет одну итерацию метода Ньютона для получения более точного приближения

Алгоритм позволяет вычислять приблизительное значение обратного квадратного корня в среднем в 4 раза быстрее, чем с использованием FPU.

ИсторияПравить

Алгоритм был, вероятно, разработан в Silicon Graphics в 1990-х, а реализация появилась в 1999 году в исходном коде компьютерной игры Quake III Arena, но данный метод не появлялся на общедоступных форумах, таких как Usenet, до 2002—2003-х годов. Алгоритм генерирует достаточно точные результаты, используя уникальное первое приближение метода Ньютона. В то время основным преимуществом алгоритма был отказ от дорогих вычислительных операций с плавающей запятой в пользу целочисленных операций. Обратные квадратные корни используются для расчета углов падения и отражения для освещения и затенения в компьютерной графике.

Алгоритм изначально приписывался Джону Кармаку, но изучение вопроса показало, что код имел более глубокие корни как в аппаратной, так и в программной сферах компьютерной графики. Исправления и изменения производились как Silicon Graphics так и 3dfx Interactive, при этом как самое раннее использование известна реализация Гэри Таролли для SGI Indigo. Неизвестно, как выводилась эта константа изначально, однако расследование проливает свет на возможные методы.

С выходом в свет в 1998 году набора инструкций 3DNow! в процессорах фирмы AMD появилась ассемблерная инструкция PFRSQRT для быстрого приближенного вычисления инверсного квадратного корня.

МотивировкаПравить

Surface normal.png

Поверхность нормалей широко используются в расчетах освещения и затенения, требующих расчета норм для векторов. Здесь показано поле векторов нормали к поверхности

Инверсный квадратный корень числа с плавающей запятой используется для вычисления нормализованного вектора. Так как программа с 3D графикой использует эти нормализованные векторы для определения освещения и отражения, миллионы этих вычислений должны выполняться за секунду. До того как было создано специальное аппаратное обеспечение для обработки трансформаций и освещения, программное обеспечение вычислений могло быть медленным. В частности, в начале 1990-х, когда код был разработан, большинство вычислений с плавающей запятой отставало по производительности от операций с целыми числами.

Чтобы нормализовать вектор, его длина определяется путем вычисления его нормы: квадратный корень суммы квадратов компонент вектора. Когда каждый компонент вектора делится на его длину, новый вектор, называемый единичным, направлен в том же направлении.

\|\boldsymbol{v}\| = \sqrt{{v_1}^2+{v_2}^2+{v_3}^2} — это евклидова норма вектора, аналог Евклидовой дистанции между двумя точками в пространстве.
\boldsymbol{\hat{v}} = \boldsymbol{v} / \|\boldsymbol{v}\| — это нормализованный единичный вектор. Вычисленное {v_1}^2+{v_2}^2+{v_3}^2 обозначим как \boldsymbol{x},
\boldsymbol{\hat{v}} = \boldsymbol{v} / \sqrt{x}, определяет соотношение единичного вектора и обратного квадратного корня от x.

Quake III Arena использует алгоритм быстрого обратного квадратного корня для ускорения обработки графики вычислительными блоками, но с тех пор алгоритм уже был реализован в некоторых специализированных аппаратных вершинных шейдерах, используя специальные программируемые матрицы (FPGA).

СсылкиПравить

ИсточникиПравить

Викия-сеть

Случайная вики