Викия

Математика

Буняковский Виктор Яковлевич

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

{4(16).12.1804, Баре Подольской губ., - 30.11(12.12)1889, Петербург] - русский математик, академик Петербургской АН (1830; адъюнкт с 1828) и её вице-президент (с 1864, с сентября 1889 почётный вице-президент). Математическое образование получил в Париже. В 1825 защитил диссертацию и получил степень доктора математических наук. В 1826 начал в Петербурге педагогическую и научную деятельность. В течение нескольких десятков лет преподавал математику и механику в 1-м кадетском корпусе, в Морском корпусе, в Институте путей сообщения. В 1846 по приглашению Э. Х. Ленца читал курсы аналитической механики , теории вероятностей и различных отделов математического анализа в Петербургском университете. Наряду с М.В Островским и П. Л. Чебышевым сыграл значительную роль в повышении научного уровня преподавания математики в высшей школе и расширении её учебной программы. Большое значение для математического просвещения и установления твёрдой научной терминологии имел составленный им обширный "Лексикон чистой и прикладной математики" (вышел только первый том, 1839); он написал также учебники по арифметике для средней школы (1844, 1849). Научная деятельность протекала главным образом в Академии наук. Из 128 научных трудов около половины относится к теории чисел и теории вероятностей с её приложениям, а остальные - к вопросам анализа, геометрии и алгебры. Выдающее место в деятельности Буняковского занимают труды по теории вероятностей. Его "Основания математической теории вероятностей" (1846) содержали оригинальные изложения как самой теории вероятностей, так и её приложения к страхованию, демографии и т.п. Ряд позднейших работ относится к статистике народонаселения, подсчёту вероятных контингентов русской армии, организации эмеритальных касс и т. п. С 1858 Буняковский состоял главным экспертом правительства по вопросам статистики и страхованию. В математическом анализе имеют большое значение работы Буняковского по теории неравенств (неравенство Буняковского). Однако работы по геометрии относятся преимущественно к теории параллельных линий. В своих мемуарах (1844-72) он подверг острой и систематической критике различные попытки доказать аксиому Эвклида о параллельных. Однако подобно большинству современников Буняковский, находясь под вековых традиций, не смог по достоинству оценить великого открытия Н. И. Лобачевского. За выдающие заслуги перед русской наукой и просвещением Буняковский был избран почётным членом многих русских учебных обществ и университетов. В 1875 была учреждена премия имени В. Я. Буняковского за сочинения по математике.

БиблиографияПравить

  • "Основания математической теории вероятностей" (СПб, 1846).
  • Лексикон чистой и прикладной математики. Том 1. A-D. (СПб, 1839).

Викия-сеть

Случайная вики