Викия

Математика

Бинарное дерево Штерна-Броко

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Rq

Существует способ построения всех неотрицательных несократимых дробей m/n, где n и m — взаимно простые целые числа, т.е. не имеющие одинаковых простых сомножителей. Суть способа в том, чтобы начать с двух дробей 0/1 и 1/0, а затем повторить необходимое число раз следующую операцию: вставить (m+m') \over (n+n') между двумя соседними дробями m \over n и m' \over n'. Метод имеет прямое отношение к ряду Фарея.

Всю совокупность вставок можно представить в виде бинарного дерева, называемого деревом Штерна-Броко, начало которого выглядит так:

Каждый узел дерева имеет вид (m+m') \over (n+n'), где m \over n — ближайший предок сверху слева, а m' \over n' — сверху справа.

Пример:

номер операции Исходная последовательность Действия Конечная последовательность
1 0/1 и 1/0 1+1 \over 1+1 0/1 1/1 1/0
2 0/1 1/1 1/0 0+1 \over 1+1, 1+1 \over 1+0 0/1 1/2 1/1 2/1 1/0
3 0/1 1/2 1/1 2/1 1/0 {0+1 \over 1+2} , {1+1 \over 1+2} , {1+2 \over 1+1} , {2+1 \over 1+0} 0/1 1/3 1/2 2/3 1/1 3/2 2/1 3/1 1/0

Можно воспользоваться символами L и R для идентификации левой и правой ветви при продвижении вниз по дереву от корня, дроби 1/1, к некоторой определенной дроби. Тогда каждая положительная дробь получает единственное представление в виде строки состоящей из символов "R" и "L" (дроби 1/1 соответствует пустая строка). Такое представление положительных рациональных чисел назовем системой счисления Штерна-Броко.

Легко убедиться, что {m \over n} < {(m+m') \over (n+n')} < {m' \over n'}. Это значение (медианта) не лежит точно посередине между предшественниками, поэтому для достижения некоторых дробей нужно сделать большее число шагов, чем для других с тем же знаменателем. Если выполнять нахождение медиант только в случае если значение её знаменателя не превосходит N, то можно получить последовательность Фарея порядка N - множество всех несократимых дробей от 0 до 1, знаменатели которых не превосходят N, расположенных в возрастающем порядке.

Дерево Штерна-Броко можно использовать как систему счисления для представления рациональных чисел. Движение вниз по левой ветке будем обозначать L, а по правой - R. Обозначение LRRL соответствует дроби 5/7.

Для определения дроби записанной в данной системе счисления можно воспользоваться следующим кодом на C#

public static void fromSB(string s)
{
   int m = 0, n = 1, m1 = 1, n1= 0;
    foreach (char c in s)
     {
       if (c == 'L')
       {
         m1 = m + m1;
         n1 = n + n1;
       } 
       else
       {
          m = m + m1;
          n = n + n1;
       }                
      }
    m = m + m1; n = n + n1;
   Console.WriteLine("Ответ: {0}/{1}", m, n);
}

Для обратного преобразования можно воспользоваться следующим кодом (учтите, что для некоторых дробей этот процесс может оказаться достаточно долгим на данной машине. К примеру, для дроби 562 \over 563 потребуется 562 операции вычитания, не считая всех прочих операций).

public static string toSB(int m, int n)
{
    StringBuilder sb = new StringBuilder();
    if ((m > 0) && (n > 0))
    {
     while (m != n)
     {
        if (m < n ) 
            {
                sb.Append('L');
                n = n - m;
            } 
        else
            {
                sb.Append('R');
                m = m - n;
            }
     }
    }
    return sb.ToString();
}

Викия-сеть

Случайная вики