Викия

Математика

Алгоритм Баума-Велша

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Чистить

Алгоритм Баума-Велша оценки скрытой модели Маркова Править

Скрытая модель Маркова это вероятностная модель множества случайных переменных ~\{O_1,...,O_t,~Q_1,...,Q_t\}. Переменные ~O_t — известные дискретные наблюдения, а ~Q_t — «скрытые» дискретные величины. В рамках скрытой модели Маркова есть два независимых утверждения, обеспечивающих сходимость данного алгоритма:

  1. ~t-ая скрытая переменная при известной (t-1)-ой переменной, независима от всех предыдущих ~(t-1) переменных, то есть ~P(O_t|Q_{t-1},O_{t-1},...,Q_1,O_1) = P(Q_t|Q_{t-1});
  2. ~t-ое известное наблюдение зависит только о ~i-го состояния, то есть не зависит от времени, ~P(O_t|Q_t,O_1,...,Q_1,O_1) = P(Q_t|Q_t).

Далее будет предложен алгоритм «предположений и максимизаций» для поиска максимальной вероятностной оценки параметров скрытой модели Маркова при заданном наборе наблюдений. Этот алгоритм так же известен как алгоритм Баума-Велша.

~Q_t — это дискретная случайная переменная, принимающая одно из ~N значений ~(1..N). Будем полагать, что данная модель Маркова, определенная как ~P(Q_t|Q_{t-1}), однородна по времени, то есть независима от ~t. Тогда можно задать ~P(Q_t|Q_{t-1}) как независящую от времени стохастическую матрицу перемещений ~A = \{a_{ij}\} = p(Q_t=j|Q_{t-1}=i). Особый случай для времени ~t=1 определяется начальным распределением ~\pi_i=P(Q_1=i).

Будем считать, что мы в состоянии ~j в момент времени ~t, если ~Q_t=j. Последовательность заданных состояний определяется как ~q=(q_1,\ldots,q_T), где ~q_t\in\{1\ldots N\} является состоянием в момент ~t.

Наблюдение может иметь одно из ~L возможных значений, ~O_t\in\{o_1,\ldots,o_L\}. Вероятность заданного вектора наблюдений в момент времени t для состояния j определяется как ~b_i(o_i)=p_j(O_t=o_t|Q_t=j). (~B=\{b_{ij}\} — это матрица L на N). Заданная последовательность наблюдений O выражается как ~O=(O_1=o1,...,O_T=o_T).

Следовательно, мы можем описать скрытую модель Маркова с помощью ~\lambda=(A,B,\pi). При заданном векторе наблюдений O алгоритм Баума-Велша находит ~\lambda^*=\max_{\lambda} P(O|\lambda). ~\lambda максимизирует вероятность наблюдений O.

Алгоритм Править

Исходные данные: ~\lambda=(A,B,\pi) со случайными начальными условиями.

Алгоритм итеративно обновляет параметр ~\lambda до схождения в одной точке.

Прямая процедура Править

Определим ~\alpha_i(t)=p(O_1=o_1,\ldots,O_t=o_t,~Q_t=i|\lambda), что является вероятностью получения заданной последовательности ~o_1,\ldots,o_t для состояния ~i в момент времени ~t.

~\alpha_i(t) можно вычислить рекурсивно:

  1. \alpha_i(t)=\pi_i \cdot b_i(O_i),
  2. \alpha_j(t+1)=b_j(O_{t+1})\sum^{N}_{i=1}{\alpha_i(t)\cdot a_{ij}}.

Обратная процедура Править

Данная процедура позволяет вычислить вероятность конечной заданной последовательности ~o_1,\ldots,o_t при условии, что мы начали из исходного состояния ~i, в момент времени ~t.

Можно вычислить ~\beta_i(t):

  1. ~\beta_i(T)=1;
  2. ~\beta_i(t)=\sum^{N}_{j=1}{\beta_j(t+1)a_{ij}b_j(O_{t+1})}.

Используя ~\alpha и ~\beta можно вычислить следующие значения:

  • ~\gamma_i(t)\equiv p(Q_t=i|O,\lambda)=\frac{\alpha_i(t)\beta_i(t)}{\sum^{N}_{j=1}\alpha_j(t)\beta_j(t)},
  • ~\xi_{ij}(t)\equiv p(Q_t=i,Q_(t+1)=j|O,\lambda)=\frac{\alpha_i(t)a_{ij}\beta_j(t+1)b_j(o_{t+1})}{\sum^{N}_{i=1}{\sum^{N}_{j=1}{\alpha_i(t)a_{ij}\beta_j(t+1)b_j(O_{t+1})}}}.

имея ~\gamma и ~\xi можно определить:

  • ~\bar{\pi}_i=\gamma_i(1),
  • ~\bar{a}_{ij}=\frac{\sum^{T-1}_{t=1}{\xi_{ij}(t)}}{\sum^{T-1}_{t=1} {\gamma_i(t)}},
  • ~\bar{b}_i(k)=\frac{\sum^{T}_{t=1}{\delta_{O_t,o_k}\gamma_i(t)}}{\sum^{T}_{t=1}{\gamma_i(t)}}.

Используя новые значения ~A, ~B и ~\pi, итерации продолжаются до схождения.

Источники Править

  1. The Baum–Welch algorithm for estimating a Hidden Markov Model
  2. Baum-Welch Algorithm

Викия-сеть

Случайная вики