Викия

Математика

Алгебра Ли

1457статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Алгебра Ли — объект абстракной алгебры. Естественно появляется при изучении инфинитоземальных свойств групп Ли.

Определение Править

Алгеброй Ли (иначе лиевой алгеброй) называется унитарный k-модуль \mathfrak{L} над коммутативным кольцом k с единицей, если он снабжён билинейным отображением

\mathfrak{L}^2\to\mathfrak{L},\ \ (x, y)\mapsto[x, y],

и это отображение удовлетворяет следующим двум аксиомам:

Другими словами, в алгебре Ли задана антикоммутативная операция, удовлетворяющая тождеству Якоби. Эта операция называется коммутатор или скобка Ли.

Замечания Править

Примеры Править

3-мерное векторное пространство Править

Обычное трехмерное векторное пространство является алгеброй Ли относительно операции векторного произведения.

Ассоциативные алгебры над k и умножение в k-модуле Править

Пусть \mathfrak{A} — произвольная ассоциативная алгебра над k с умножением: (x,y)xy. Она обладает естественной структурой алгебры Ли над k, если определить скобку Ли через ассоциативное умножение: [x, y] = xy - yx. Заметим, что обратное утверждение неверно: скобка Ли в общем случае не позволяет ввести ассоциативное умножение, поэтому не всякая алгебра Ли является в то же время ассоциативной алгеброй.

Алгебра Ли векторных полей Править

Если Mриманово многообразие, пространство всех заданных на нем дифференцируемых векторных полей образует бесконечномерную алгебру Ли относительно операции коммутирования:

[X, Y] = \nabla_X Y - \nabla_Y X

где X, Y — векторные поля, а \nabla_Xковариантная производная по направлению векторного поля X. Если на многообразии задана локальная система координат, то в координатном представлении коммутатор векторных полей равен:

[X, Y]^i = X^j \nabla_j Y^i - Y^j \nabla_j X^i

Коммутация векторных полей X и Y эквивалентна взятию производной Ли от поля Y по направлению поля X:

[X, Y] \equiv \mathfrak{L}_X Y.

В этом смысле тождество Якоби для алгебры векторных полей можно переписать как правило Лейбница для производной Ли:

[X,[Y,Z]] = [[X,Y],Z] + [Y,[X,Z]] \Longleftrightarrow \mathfrak{L}_X [Y,Z] = [\mathfrak{L}_X Y, Z] + [Y, \mathfrak{L}_X Z]

Множество всех дифференцирований любой k-алгебры Править

Множество Der (\mathfrak{A}) всех дифференцирований любой k — алгебры является лиевой алгеброй с операцией [D1, D2] = D1 \circ D2D2\circ D1.
Присоединёнными эндоморфизмами называются дифференцирования лиевой алгебры вида ad x: y[x, y]; x, y \in \mathfrak{L}.
Они образуют в Der (\mathfrak{L}) подалгебру ad \mathfrak{L} и отображение xad x является гомоморфизмом \mathfrak{L}Der (\mathfrak{L}), называемым присоединённым представлением лиевой алгебры  \mathfrak{L}. Его образ ad \mathfrak{L} изоморфен факторалгебре алгебры \mathfrak{L} по её центру Z(L):=\{x \in \mathfrak{L}| [x,y] = 0; \forall y\in \mathfrak{L}\}.

См. также Править

Литература Править

Ресурсы физико-математической библиотеки сайта EqWorld — «Мир математических уравнений»:

pl:Algebra Liego sv:Liealgebra

Викия-сеть

Случайная вики